Как уже сообщалось в нашей газете, 2 и 3 февраля проходила VII Торопецкая Свято-Тихоновская православная международная конференция "Пастырь добрый". Как и само событие, так и тема конференции вызвали большой интерес общественности и собрали представителей духовенства, историков, философов, богословов, деятелей культуры из разных регионов России и зарубежья.
"Святитель Тихон и новомученики российские" - такова тема этой конференции, основное число рассматриваемых вопросов посвящалось именно ей.
Традиционно открыл и далее вел конференцию благочинный Торопецкого округа протоиерей Георгий Фролов.
С приветственным словом к собравшимся обратились губернатор Тверской области Д. В. Зеленин и председатель Законодательного Собрания Тверской области А. Н. Епишин.
Глава района Н. В. Аввакумов в своем выступлении с удовлетворением отметил неослабевающий интерес к ежегодному форуму. Николай Васильевич, в частности, сказал: "Объединение усилий государства, общества, церкви во имя высокой цели - идеи социального служения как решающего фактора воспитания духовности и нравственности, безусловно, является требованием времени. Жизнь немыслима без духовного общения. Духовно-культурные традиции России никогда не существовали в отрыве от православной веры. Они были критерием нравственности. Именно они позволяли сохранять и сохранить самобытность русского народа. Эта самобытность сохранялась веками в малых городах, к числу которых относится Торопец. Один из очевидцев так описал внутреннюю, духовную жизнь нашего города в 1910 году: " В Торопце 20 церквей. Все церкви каменные. Построены в основном во второй половине XVII столетия. Из икон особо почитались Корсунская икона Божией Матери и святого Николая Чудотворца. Торопецкий уезд поделен на пять благочиннейших округов. В Торопце были свои строители храмов, свои иконописцы, свои резчики по дереву. Широко развита благотворительность".
С тех пор прошло ровно сто лет. И уже другой современник о Торопце написал: "Мне кажется, что Торопец находится как бы в центре Святой Руси… Если обратиться к фамилиям, родам торопчан, то многие из них не прерывались целыми столетиями и являлись борцами за Веру и Божию правду".
…Сегодня важно понимать, что только совместными усилиями всех заинтересованных людей мы сможем вернуть духовно-культурные традиции. Примером высокого служения идеалам веры, идеалам нравственности является жизнь и деятельность нашего земляка святителя Тихона. Долгие годы мы не знали о нем ничего. Даже имя его не упоминалось. Лишь память многих русских людей хранила его. И нам еще предстоит осмыслить значение всего сделанного Святителем. Он был патриархом в суровую годину жестких социальных реформ, гражданской войны, переоценки духовных ценностей. Патриарх встал за душу народа, за его веру, за его совесть. За сохранение главной святыни - нашей тысячелетней духовной традиции. До конца своих дней являлся защитником Русской Православной Церкви.
Последователями его стали многочисленные новомученики российские, в том числе и торопчане, посвятившие свою жизнь православной вере и шедшие на смерть во имя этого служения…"
Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, постоянный участник всех предыдущих конференций, в силу обстоятельств не смог приехать в Торопец, но передал участникам конференции приветственный адрес с теплыми словами и наилучшими пожеланиями, который был зачитан советником губернатора Тверской области протоиереем Константином Голубевым. Владыка, обращаясь к теме конференции "Святитель Тихон и новомученики российские", называет патриарха Тихона подвижником Русской земли, на плечи которого лег тяжелейший крест не только служения Богу и людям, но и благословения на подвиг мученичества всех собратьев архипастырей, пастырей и верных чад Русской Православной Церкви. Атеизм, говорит Владыка, обернулся страшным горем для всего человечества…Но не все придерживались данного мировоззрения. Многие предпочли быть замученными, но не отступились от своей веры. Много десятилетий прошло с тех лет, которые выпали на долю святителя Тихона и его современников. Но до сего дня далеко не все мученики и исповедники нашей церкви известны по именам. До нынешнего дня продолжается поиск материалов к составлению житий новых святых.
"Я с оптимизмом смотрю в будущее, - продолжает архиепископ. - Мы вспоминали наших духоносных отцов. Многие из них предвещали грядущее духовное и государственное возрождение России… Сегодня не только на государственном уровне, но и среди интеллигенции, среди ученых, среди простых людей наблюдается разворот в сторону православия, в сторону духовных ценностей".
Также в качестве положительной тенденции архиепископ Виктор отметил, что в нашей Тверской области уже на протяжении нескольких лет в рамках обязательной программы преподаются основы православной культуры. Все это стало возможным благодаря политической воле губернатора Д. В. Зеленина и доброй атмосфере взаимоотношений нашей епархии и областной власти. Владыка выразил надежду, что эти отношения будут с годами крепнуть и приносить новые добрые плоды, и пожелал участникам конференции плодотворной работы, подчеркнув, что всем надо брать пример с праведников: "Будем же строить жизнь свою с патриарха Тихона. Это достойный пример для подражания в смирении и терпеливом несении своего жизненного креста до конца!"
Приветствие конференции от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира озвучил благочинный Адмиралтейского округа Санкт-Петербурга архимандрит Сергий (Стуров). В нем говорилось: "Празднуя ныне 140-летие со дня рождения великого святителя Христова Святейшего Патриарха Тихона, мы все осознаем, сколь славная свеча была вожжена на свечнице Божией в тот день. Также в эти дни мы вспоминаем вероятного родственника и сподвижника Святителя Тихона протоиерея Феодора Беллавина, со дня мученической кончины которого прошло 70 лет. Оба этих угодника Божия явили Церкви и миру образ беззаветного служения Христу "даже до смерти", ибо и патриаршество стало для Святителя Тихона мученичеством: ведь сердце его переносило меру страданий за всю нашу Церковь и было готово непоколебимо стоять за нее до конца…"
С приветствиями и наилучшими пожеланиями благотворной работы на конференции в торжественной части также выступили председатель комиссии по межрегиональному и международному сотрудничеству Общественной палаты Тверской области В. М. Воробьев, академик Российской академии естественных наук, главный редактор православного радио "Логос" В. А. Никитин.
После перерыва началась пленарная часть конференции, открыл которую своим выступлением "Смысл и значение подвига новомучеников и исповедников российских" доцент Московского Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, магистр богословия о. Александр (Мазырин), - выступлением ярким, раскрывающим основную тему конференции. Он говорил о том, что с 1980-х годов в Русской Православной Церкви сначала за рубежом, а затем и в Отечестве начался процесс канонизации новомучеников и исповедников российских, пик которого пришелся на 2000 год. К настоящему моменту прославлено уже около двух тысяч подвижников, причем это лишь малая часть из тех церковных людей, кто пострадал в годы гонений. Всего же только за первые 20 лет советской власти было расстреляно более ста архиереев, десятки тысяч священнослужителей, сотни тысяч монашествующих и мирян. С этим сопоставимо число тех, кто умер в заключении. Общее количество верующих, подвергшихся репрессиям, - от 500 тыс. до миллиона человек. "Можно ли считать их мучениками за Христа?"- задается вопросом автор. Ведь формально в СССР (в отличие, например, от Албании) преследований за веру не было. Советская власть, провозгласив в январе 1918 года "свободу совести", многократно заявляла, что ведет борьбу не с религией, а с контрреволюцией. Большинство церковных людей, репрессированных в 20-30-е годы прошлого столетия, были осуждены за действия, "направленные к свержению, подрыву или ослаблению власти Рабоче-Крестьянского Правительства". Насколько правомерны были обвинения Церкви в контрреволюции? Вела ли Церковь какую-то борьбу с советской властью? На эти вопросы автор аргументированно, со ссылкой на факты и первоисточники утверждает: нет. Ведь еще осенью 1919 года, в наиболее критический для большевиков момент гражданской войны, когда Белая армия победно двигалась на Москву, патриарх Тихон призвал архипастырей и пастырей Православной Церкви не подавать никаких поводов, оправдывающих подозрительность советской власти, и подчиняться ее велениям…В последующий период заявления православных иерархов о лояльности советской власти делались постоянно. Казалось бы, после подобных заявлений, подкрепленных к тому же целым рядом конкретных действий, власть должна была перестать преследовать священнослужителей. Однако никакого смягчения репрессий не последовало, а размах гонений с каждым годом только нарастал.
Даже среди безраздельно принявших советскую власть подавляющее большинство подверглось преследованиям, многие были расстреляны. Почему?
Дело в том, что победивший в России большевизм был одержим пафосом богоборчества. В силу этого любой верующий человек, поскольку он не мог стать носителем богоборческой идеологии, рассматривался как контрреволюционер. Новая власть требовала не просто законопослушности: борьба шла за души людей. Сам факт существования Церкви в СССР был для богоборческой власти сильнейшим вызовом. В служителях Церкви большевизм видел, прежде всего, своих духовных врагов, подлежащих в конечном итоге полному уничтожению. Избежать его можно было в двух случаях: при полном разрыве с религией и переходе на службу воинствующему безбожию или оказании помощи в выявлении "контрреволюционного" духовенства. Однако для подавляющего большинства служителей Церкви ни один из них не был приемлем. И хотя физически к концу 1930-х годов Русская Церковь была практически полностью уничтожена, духовно она оказалась не сломлена.
Постоянная участница конференций "Пастырь добрый" Н. А. Кривошеева, старший научный сотрудник кафедры новейшей истории Русской Православной Церкви Московского Свято-Тихоновского гуманитарного университета, традиционно представляет вниманию собравшихся глубокие исследовательские работы. На этот раз в своем выступлении на тему "За Христа пострадавшие": база данных ПСТГУ" Наталья Александровна подробно остановилась на той работе, которую проводит их университет по сбору сведений о гонениях на Русскую Православную Церковь в ХХ веке, уточнив, что в отличие от таких крупных центров, как Синодальная комиссия по канонизации, Фонд "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви", собирающих сведения о подвижниках, уже канонизированных или канонизация которых готовится, в Базе данных ПСТГУ собираются сведения обо всех за Христа пострадавших, в том числе и о тех, вопрос о канонизации которых не стоит. На основе Базы данных ПСТГУ издана монография "За Христа пострадавшие", содержащая более 4000 биографических справок.
Памяти архиерея, бывшего почти двадцать лет одним из ближайших к
патриарху Тихону, - митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского), тому, что известно о взаимоотношениях этих двух замечательных святителей Русской Православной Церкви, посвятила свое выступление И. Г. Менькова, старший научный сотрудник кафедры новейшей истории РЦП ПСТГУ.
Сообщение, основанное на материалах Деяний Поместного Собора Православной Церкви, оригиналы которых хранятся в Государственном архиве РФ, подготовил К. А. Семенов, научный сотрудник кафедры новейшей истории РПЦ ПСТГУ, запомнившийся постоянным участникам конференции своим выступлением о реакции святителя Тихона и Священного Собора на расстрел Николая II в прошлом году.
Никого в зале не оставили равнодушными сообщения научных сотрудников мемориального комплекса "Медное" Е. Н. Образцовой и И. В. Цыкова, основанные на материалах архивно-следственных дел и семейного архива, о наших земляках, священниках Беллавиных - Феодоре и Петре, пострадавших за веру. Мы намерены впоследствии познакомить читателей нашей газеты с этими исследованиями.
Перед собравшимися также выступили: протоиерей Анатолий (Фролов), настоятель храма Святителя Тихона из г. Клин Московской области ( "Святитель Тихон и новомученики российские"); М. Н. Громов, заведующий сектором истории русской философии РАН, доктор философских наук из Москвы ( "Русская Голгофа ХХ века"); В. А. Никитин ( "Патриаршее преемство на рубеже веков"); З. И. Градова, научный сотрудник музея русской культуры из Сан-Франциско ( "Святые русского зарубежья"); А. К. Коненкова, ректор государственной академии славянской культуры из Москвы ( "Патриарх Тихон в Москве"); Н. А. Егорова, главный библиотекарь отдела обслуживания ГБУК г. Москвы "Дом русского зарубежья им. А. И. Солженицына" ( "Патриарх Тихон в годы гонений,1917-1925 годы: документы, исследования, воспоминания"); А. А. Бовкало, преподаватель истории Духовной Академии из г. Санкт-Петербурга ( "Мученики Петроградской епархии во времена патриарха Тихона"); В. В. Линкевич, директор Андреапольского районного краеведческого музея ( "Из истории погоста Неворож Торопецкого уезда").
В завершение пленарных выступлений были подведены итоги конференции. Отмечено, что в ее работе приняло участие более 500 человек, в том числе гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Сан-Франциско (США), Ярославля, Тверской, Московской областей.
По итогам работы конференции было принято решение, зачитал которое доктор культурологии, профессор, заместитель директора филиала государственной академии славянской культуры в г. Твери, неизменный участник и один из самых непосредственных организаторов конференций "Пастырь добрый" В. М. Воробьев.
Участниками конференции среди прочих были приняты решения: продолжить практику регулярного проведения православных конференций в Торопецком районе; ходатайствовать перед губернатором Д. В. Зелениным о создании постоянно действующего оргкомитета конференции; обратиться к губернатору Д. В. Зеленину с просьбой о содействии в возвращении Корсунской иконы Божией Матери из Русского музея на родную торопецкую землю; открыть специальную страницу на официальном сайте администрации Торопецкого района, посвященную конференции "Пастырь добрый", где будут помещены все тексты докладов, приветствий и т.д.; обратиться в Правительство Москвы с просьбой об установлении памятной доски на доме, где провел последние дни своей жизни патриарх Тихон, по адресу: Остоженка, 19; обратиться к главам администраций Торопецкого района, города Торопца, Собранию депутатов Торопецкого района и города Торопца с просьбой о возвращении улицам Соловьева и Богдановича их исторических названий, дабы таким образом с топонимической карты города - города святого князя Александра Невского и святейшего патриарха Тихона - исчезли навсегда имена террористов, покушавшихся на жизнь государя, императора Александра II, поддержать позицию патриарха Кирилла о преподавании основ православия.
В заключение всех мероприятий выступили артисты Тверской филармонии, порадовавшие торопчан и гостей прекрасным исполнением классических произведений.
В выставочном зале Дома культуры демонстрировались работы церковных приходов г. Клин Московской Епархии и Торопецкого Благочиния Тверской Епархии.
Следует отметить, что VII Свято-Тихоновская конференция "Пастырь добрый" прошла на едином подъеме, выступления были интересны и содержательны. Общее от нее впечатление, по мнению большинства участников, - очень теплое. Отрадно, что уже сформировалась команда подвижников - ученых, богословов, исследователей, которые из года в год участвуют в работе конференции и делают это с удовольствием.