Поскольку монастыри играли большую роль в жизни псковичей, их названия тоже отразились в топонимии Пскова. Принципы названия улиц и переулков были схожи с принципами названия по церквям.
ЗЛАТОУСТОВСКИЙ ПЕРЕУЛОК
(современное название ? Комсомольский переулок).
Впервые упоминается в летописи под 1543 годом под названием Сокольей улицы. Позднее бывшую Соколью улицу переименовали в Златоустовский переулок. Название получил по существовавшему здесь Златоустовскому монастырю, не сохранившемуся до наших дней.
МИРОНОСИЦКАЯ УЛИЦА
(современное название ? Коммунальная улица).
Название определялось близостью Мироносицкого кладбища и расположенной на нем монастырской церкви Жен-Мироносиц со скудельниц.
Церковь Жен-Мироносиц была сооружена деревянной в 1537 году, а в 1547 году перестроена в камне. Место это издревле называлось скудельницами, т.е. местами для погребения умерших во время моровых поветрий. В настоящее время это кладбищенская церковь.
МИХАЙЛОВСКАЯ УЛИЦА
(современное название ? Спегальского улица).
Название получила по Михайловскому монастырю, основанному в 1336 году. Улице, в свою очередь, именами были обязаны Михайловские ворота и башня.
До настоящего времени постройки Михайловского монастыря не сохранились.
НИКИТСКАЯ УЛИЦА
(современное название ? Рабочая улица).
Называлась по существовавшей еще до Великой Отечественной войны монастырской церкви Никиты в Поле (Никиты-Гусятника), построенной в 1470 году.
Никитская церковь была сооружена в мужском Никитском монастыре, что в Поле. В 1581 году около церкви помещался штаб Стефана Батория. С церковной колокольни Стефан Баторий наблюдал за штурмом Пскова. В народе церковь называлась «Никитой-Гусятником», потому что день памяти святого Никиты приходится на 15 сентября – когда по народным приметам начинается перелет лебедей.
Замечательный памятник древнепсковской архитектуры был разрушен в годы Великой Отечественной войны.
НИКОЛЬСКАЯ УЛИЦА
(современное название ? Гоголя улица).
Нынешняя Гоголевская улица на участке у «дома Печенко» сохранила ширину и направление древней Никольской улицы, проходившей от перекрестка церкви Покрова от Торга к монастырю Николы с Песков (ныне на его месте находится «Лапина горка»). Никольская улица существовала здесь еще в середине XVIII века и почти целиком показана на плане 1740 года. Название улица получила по монастырю Николы с Песков. Перед революцией 1917 года улица называлась Ивановской.
НОВО-НИКОЛЬСКАЯ УЛИЦА
(современное название ? Розы Люксембург улица).
Получила название по расположенной на ней монастырской церкви Николы от Каменной ограды XVI века.
ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ УЛИЦА
(современное название ? Максима Горького улица).
Улица за столетия сменила не одно название. Самое старое из них ? Продольная (по расположению улицы относительно реки Великой). В 1888 году Продольная улица была переименована в Княже-Владимирскую. В первые послереволюционные годы улицу назвали Предтеченской, по расположенному на ней древнейшему Иоанно-Предтеченскому монастырю.
Иоанно-Предтеченский монастырь впервые упоминается летописью под 1243 годом. По преданию, он был основан княгиней Евфросинией Рогволдовной, дочерью Полоцкого князя Рогволда Борисовича и теткою Псковского князя Довмонта. Мужем Евфросинии был известный авантюрист, псковский князь Ярослав Владимирович, предавший Псков в руки немцев. Евфросиния приняла монашество с именем Евпраксии и стала игуменьей Иоанно-Предтеченского монастыря. В 1243 году Ярослав пригласил ее на свидание в ливонский городок Одемне (Медвежья голова), где она была убита своим пасынком, сыном Ярослава от первой жены. Тело настоятельницы было привезено в Псков и погребено в монастырском соборе.
Последние исследования собора показали, что собор святого Иоанна Предтечи был построен в ХП веке, вполне возможно, одновременно с собором Спасо-Преображения Мирожского монастыря Пскова. На протяжении нескольких столетий собор являлся местом захоронения псковских княгинь. Сохранившаяся соборная звонница датируется XVI веком.
ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ ПЕРЕУЛОК
(современное название ? Интернациональный переулок).
Название получил по существовавшему неподалеку Иоанно-Предтеченскому монастырю.
СЕРГИЕВСКАЯ УЛИЦА
(современное название ? Октябрьский проспект).
За время существования улица сменила ни одно название. В древности часть улицы именовалась Труперховой улицей. Она упоминается в летописи под 1426 годом. В словаре В.И.Даля слово «трупорешина» объясняется как «гниль с червоточиной, рыхлое место». Значительно позднее (не ранее XVII века) Трупеховка получила название Сергиевской улицы ? по расположенной на ней монастырской церкви Сергия с Залужья. В предреволюционное время Сергиевскую улицу называли иногда Немецкой улицей ? по лютеранской кирхе, которая располагалась на углу Сергиевской и Губернаторской улиц.
Вблизи места, на котором стоит церковь Сергия с Залужья, в старину находилось обширное болото, называвшееся «лужищем». От него и произошло название церкви – церковь Сергия с Залужья. О времени постройки церкви сведений не сохранилось. Во всяком случае, она не могла быть построена раньше 1510 года, в силу псковского патриотизма. Московские святые не пользовались в Пскове особым почитанием. В нынешнем виде церковь была сооружена во второй половине XVI века.
СЕРГИЕВСКИЙ САД
(современное название ? Городской парк культуры и отдыха им.Пушкина).
Сергиевский сад был образован в 1874 году. Название получил по Сергиевской улице и монастырской церкви Сергия с Залужья.
ЦАРЕ-КОНСТАНТИНОВСКАЯ УЛИЦА
(современное название ? Красногоркая улица).
Местность, по которой пролегает улица, исстари называлась Царе-Константиновской, а позднее просто Царевской слободой. Название произошло от монастырской церкви Царя Константина и царицы Елены, построенной в XVII веке и сохранившейся до наших дней.
Церковь Константина и Елены находится на правом берегу реки Псковы. По дороге к церкви, на левой стороне, находилась полукруглая плитяная развалина. Местное предание говорит, что здесь находилась часовня во имя святой Анастасии, сооруженная раньше самой церкви. Датировка постройки церкви – 1681 год – подтверждается надписью на одной из икон. Существует предание, что князь Довмонт на своих плечах перенес иконостас из Никитской церкви, стоявшей, будто бы, у Рыбницких ворот в Константино-Елененскую церковь. Но у нас нет никаких сведений о существовании около Рыбницких ворот Никитской церкви. И совершенно точно это предание не может относиться к существующей Константино-Еленинской церкви. Однако возможно, что в ХIII веке здесь находилась другая, может быть деревянная, церковь. Но нельзя отрицать, что предание вполне совпадает с описанием характера Довмонта, отличавшегося набожностью.