Начались съемки новой версии знаменитой картины «А зори здесь тихие…»
Максим Дрозд и Евгения Малахова на съемках флешбэка.
В селе Володарском под Москвой режиссер Ренат Давлетьяров приступил к экранизации знаменитой повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Многие наверняка помнят культовый советский кинофильм Станислава Ростоцкого с таким же названием, вышедший на экраны в 1972 году. Трагическую историю про то, как пять девушек-зенитчиц, вчерашних школьниц, под командой старшины Федота Васкова принимают неравный бой с отрядом немецких диверсантов, заброшенных в тыл в район крупного железнодорожного разъезда…
- Мы хотим рассказать эту историю заново, прежде всего для того, чтобы молодежь, которая в большинстве своем, к сожалению, не видела фильм Ростоцкого, узнала ее, - говорит продюсер картины, генеральный директор кинокомпании «Star Media» Влад Ряшин. - Уверен, что поколение поклонников фильмов о Гарри Поттере сделает много открытий. Хотя бы для этого стоит снимать это кино!
«Смешались в кучу кони, люди...»
В один из съемочных дней мы отправились посмотреть своими глазами, как «начиналась война». Воронки от взрывов, разбросанные тут и там остатки разной сельской утвари, догорающее сено - так выглядит площадка для съемок погранзаставы, на которую внезапно напали фашисты.
- Сегодня утром мы снимали большие серьезные взрывы, - рассказал главный постановщик трюков Виктор Иванов, только что приехавший со съемок «Тихого Дона».
- Это была настоящая бомбардировка, с большим количеством людей в кадре.
- Никто не пострадал? - на всякий случай интересуемся мы.
- Все живы, не переживайте! Сейчас будем снимать еще несколько очаговых взрывов в районе разрушенных сельских домов. И еще пожар в конюшне, откуда в дыму побегут лошади. Так что лучше держитесь подальше - животные непредсказуемы! А заодно внимательно посматривайте наверх - от взрывов будут разлетаться доски, мало ли что, - проинструктировал Виктор и, надвинув каску на лоб, удалился.
Принято весело писать о том, как снимается кино, но в момент, когда бабахнуло несколько раз подряд, наши головы и фототехнику по-настоящему засыпало, песок реально скрипел на зубах, а глаза щипало от гари. Кругом «смешались кони, люди» - и я поймала себя даже не на мысли, а на ощущении: как же это безнадежно - война...
А вот что касается «непредсказуемых» лошадей - они вели себя идеально. Ворота уже горели, видимость была плохая из-за клубов черного дыма, но вдруг случилась какая-то заминка. Все ждали: ну, когда же, когда же выпустят этих лошадей? И вот ворота рухнули, испуганные лошади наконец-то вырвались и побежали. Но, что интересно, бежали не в разные стороны, как поступили бы на их месте люди, а в определенном направлении! Так было оба съемочных дубля. Как позже объяснил дрессировщик - бежали туда, где их кормят. Вот так все просто.
Танковая атака
А за несколько километров от этой площадки снимали наступление танков. Настоящую немецкую бронетехнику привезли с военного полигона из подмосковной Кубинки, немецких солдат изображали те, кто уже много лет профессионально занимается военной реконструкцией. Кстати, до «поля боя» доехали только два танка, а третий потерял управление и врезался в столб с надписью «СССР». Но это, конечно, не означало, что наступление отменяется: и бронетехнику, и солдат специалисты по компьютерной графике будут «клонировать» уже после того, когда фильм будет отснят. Это что касается кинокухни.
В 1971 году, когда Ростоцкий снимал свою картину, наверняка не было таких технических возможностей и средств, какие есть сейчас. Хотя, конечно, не это главное. Так считает и режиссер.
- Вы можете пригласить множество пиротехников, посадить за компьютер самого лучшего графика, но, если нет истории, это никого не затронет за живое, - говорит Ренат Давлетьяров. - Главное не фон, а жизнь героев в кадре.
Хрупкие девичьи плечи
Авторы решили раздвинуть рамки повествования, чтобы показать более широкую картину и военных событий, и мирной жизни. Поэтому в картине есть несколько исторических отступлений в прошлое, на киноязыке их называют флешбэки.
В этот день снимались флешбэки с участием двух главных героинь - Жени Комельковой, роль которой исполняет бывшая солистка группы Reflex, а теперь студентка ВГИКа Женя Малахова, и Риты Осяниной, которую играет Анастасия Микульчина, известная зрителям по картинам «Красавицы» и «Гетеры майора Соколова».
- Сегодня мы снимали рассвет на реке, - рассказывает Настя Микульчина. - Было невероятно красиво: туман над фиолетовым полем сквозь лучи солнца, безмятежно пасущиеся лошади... И в этой красоте мы с моим молодым мужем-военным гуляем, собираем цветы. А в это время с другого берега реки на нас уже нацелены дула вражеских орудий… Я не понаслышке знаю, что такое война, поскольку родилась в Молдавии, в городе Бендеры. И в 90-х у нас была самая настоящая война. Ком стоял в горле во время съемок всех этих взрывов, и слезы наворачивались как-то сами собой... Мужем Насти в фильме стал Илья Алексеев - актер, будто сошедший с фотографий военного времени. Зрители помнят его по ролям в сериалах «УГРО» и «Береговая охрана».
- Съемки грандиозные, - считает Илья. - Не каждый режиссер может позволить себе замахнуться на такое, заранее зная, сколько будет критики. Но Давлетьяров вытаскивает на передний план прежде всего человеческие отношения. Война - это фон, герои же влюбляются, жертвуют собой и умирают. У меня роль небольшая, и основная нагрузка, как и в повести Бориса Васильева, опять легла на хрупкие девичьи плечи...
«Женя Комелькова - это я!»
Женя Малахова ходила по площадке в военной гимнастерке и джинсах. Съемки у нее должны были начаться несколькими часами позже.
- Я специально приехала с утра, чтобы посмотреть на взрывы, - рассказала Женя. - Ведь оба моих дедушки воевали, и я часто слушала рассказы о войне. Больше всего мне врезалась в память история о дедушкиных наградах. Выкладывая их на столе, бабушка показывала мне Звезду Героя, которая спасла деда от верной смерти. На ней был виден скол, который остался от пули...
Специально для этой роли Женя покрасила волосы и стала шатенкой - гламурность блондинки теперь в прошлом.
- «Переиграть» Ольгу Остроумову, сыгравшую Женю Комелькову в фильме Ростоцкого, невозможно, да это и не нужно! Я буду делать роль по-своему - так, как я ее вижу, как чувствую… Женя Комелькова - это я!
Партнером исполнительницы роли самой красивой героини повести Жени Комельковой стал брутальный Максим Дрозд.
- Я здесь почти что проездом, - поделился Максим. - С этих съемок сразу лечу на другие - в Киев. Что интересно, оба проекта - военно-исторические картины. В «Зорях» у меня в основном лирический эпизод, а вот в фильме «По законам военного времени» - уже большая серьезная роль…
Зрители увидят новую версию «А зори здесь тихие…» к 70-летию Великой Победы.