Зима… торжествует. Зима пахнет мандаринами и чудесами. Зима бодрит и безвозмездно дарит пробегающим по скользким улицам прохожим свежий румянец.
И конечно, зима отражается. Отражается в творчестве талантливых художников, завороженных ее грациозной, холодной красотой.
И чтобы там ни говорили, а в зиме есть свое особое обаяние. И если бы тот, кто сверху наделил меня даром передавать всю эту красоту, я бы тоже не устояла, как не устояли многочисленные художники, чьи работы представлены в стенах Тверского императорского дворца.
Выставка «Зимняя сказка» — признание в любви этому времени года. А, как известно, любят все по-разному, да и признаются тоже. Приверженцы кисти — в своих живописных работах. Здесь — «Зимний пейзаж» Витольда Бялыницкого-Бируля (1872 — 1957), автор некоторое время плодотворно трудился на тверской земле, а именно в Удомле. В этих краях и написана представленная в экспозиции работа, где запечатлен пасмурный холодный день в деревне, когда морозная дымка «подкрашивает» все сизоватым цветом, а покрытые снегом крыши домов практически сливаются с белым облачным небом; Пейзаж «Зимний день. Иней» Марии Дервиз-Фаворской (1887 — 1959), в работе художницы верность натурному мотиву соединяется с цельностью его восприятия и артистической точностью использования живописного языка.
Несколько особняком на выставке пейзажей стоит жанровая картина «Первый снег», Аркадия Пластова (1893 — 1977). В этой работе художник предстает не в привычной роли признанного классика советского искусства, а как русский художник-реалист. Предельно искренний, умеющий увидеть красоту в простом мотиве, в сиюминутном совершенстве.
Здесь же «зимние» картины Александра Самохвалова, Анны Остроумовой-Лебедевой, Альберта Бенуа, Мстислава Добужинского, Николая Комиссарова, Корюна Казанчанаи т. д.
Зима во всех видах и ипостасях. Муторная и скучная, нарядная и праздничная. От одной картины становится зябко, но от другой тут же начинает веять теплом и уютом, витающим за окнами заснеженных нарисованных домов. Белый снег на полотнах перестает быть белым: он вбирает в себя все оттенки — неба, холодного зимнего солнца, теплого дерева — и становится перламутровым.
Подарком для гостей выставки станет мультимидийная образовательная программа «Зимний пейзаж в истории искусства», из которой можно узнать о том, кто первый из художников, не испугавшись морозов, героически вышел на пленэр и как развивается зимний пейзаж в наши дни.
Кстати, о современниках…
На открытии выставки присутствовали два известных тверских художника — Николай Дочкин и Всеволод Солодов. И если вы подумали, что они зашли в картинную галерею просто погреться, то ошибаетесь. Их работы («Морозный день» (1988) Николай Дочкин; «Зимнее утро» (2006) Всеволод Солодов) стали достойным украшением выставки «Зимняя сказка».
А сами авторы вместе с гостями любовались картинами, представленными на выставке, и рассуждали о нелегких профессиональных буднях «зимнего художника».
— Зиму очень трудно писать… нужно беречь краску, чтобы она не замерзла. Да, это, наверное, самое сложное. А еще этюдник собирать сложно, руки-то замерзли. Так и возвращаешься с торчащими ножками, — утверждает Николай Дочкин.
— Главное — найти в пейзаже настроение, заразиться атмосферой и пронести ее до последнего мазка. Остальное можно пофантазировать в тепле мастерской, — дает советы по «зимописанию» Всеволод Солодов.
Вдвоем художники шутили, смеялись и производили впечатление не взрослых, уважаемых в обществе людей, а двух беззаботных пацанов, которые вот-вот сорвутся с места и убегут играть в снежки...
…Снег, снег и снег, царство снега. Сугробы покрыли пригорок, деревенскую улицу, дорогу. Снег одел деревья, крыши домов, слился с небом, все стало белым, сказочно красивым. Зима торжествует, разделяет и властвует.