13-го октября крестным ходом провождены иконы Спасо-Елиазаровского монастыря от подворья к Варлаамовской церкви обратно в монастырь; а 15-го иконы Печерского монастыря ? до Владычного креста. Первые находились в городе с 5-го октября, а вторые с 6-го; и 7-го был крестный ход со всеми иконами кругом города, в воспоминание избавления Псковской губернии от вторжения неприятеля в 1812 году. Октября 6-е, особенно достопамятно для жителей, ? в этот день граф Витгенштейн поразил маршала Гувион Сен-Сира при Полоцке, и тем обезопасил совершенно этот край, а 8-го очистил Полоцк от французов.
«Псковские губернские ведомости», 19 октября 1838 г.
Прибывший в Псков портной мастер Иван Генрихсон предлагает свои услуги в делании всяких родов: военных и штатских мундиров, виц-мундиров, фраков, сюртуков, шинелей, жилетов и проч., по новейшей моде, за умеренную цену. Квартиру имеет в доме молодого Вельца.
Имею честь уведомить почтеннейшую публику что я, быв обласкан и пользовавшись доверенностию в бытность мою в Пскове, решил основать постоянное жительство в собственном доме, бывшем г-жи Стехновской, состоящем на большой С. Петербургской улице против отделения кантонистов, и заниматься опять часовым мастерством; сверх же сего занятия, я снабжу себя готовыми разных сортов золотыми, серебряными и стенными часами и прочими к ним принадлежностями, также оркестрами с музыкою, и углублю все усилия мои к удовлетворению благосклонной публики, как точным и скорым исполнением по этой части ее желаний, так и сходною платою, стараясь оправдывать всякую по сему предмету доверенность. Часовых дел мастер Федор Гейнрихсон
«Псковские губернские ведомости», 5 октября 1838 г.
Вновь прибыл танцевальный учитель Игнатий Осипов-Добровольский, имеющий одобрительные аттестаты о своем искусстве и методе преподавания, изъявляет свою готовность в обучении танцованию как в частных домах, так и в общем танцклассе, устроенном в доме часовых дел мастера Федора Гейнрихсона. О числе и времени уроков и прочих условиях можно знать в том же доме. Уроки начнутся 5-го октября сего года.
«Псковские губернские ведомости», 1 октября 1841 г.
Происшествие. 24-го сего октября в шестом часу вечера в пригородной Пановой слободе близ Пскова загорелся у крестьянина государственных имуществ Тонталова дом, который с пристройками и находящимся в засеках хлебом сгорел; ? дальнейшее же распостранение пожара, могшего быть весьма значительным по близости и тесноте деревянных, соломою крытых, строений той слободы, ? не допущено Псковскою пожарною командою, при самом начале пожара прибывшею и действовавшею при помощи обывателей усердно в присутствии г. начальника губернии.
«Псковские губернские ведомости», 29 октября 1841 г.
Почтеннейшей публике сим честь имею сообщить, что 29 числа октября месяца открыта мною в г. Пскове на Петропавловской улице в доме Плюшкина, продажа книг, музыкальных нот и художественных предметов.
В магазине моем находится богатое собрание лучших книг французских и немецких, равно лучших музыкальных нот и картин, ландкарт, геометрических инструментов, тончайшей французской, для письма, бумаги с красивыми виньетками и украшениями, визитных карточек, патентованных с буквами облаток и многих подобных вещей.
Господ любителей литературы прошу покорнейше удостоить мой магазин посещением и меня своим покровительством.
Отто Модель, нынешний содержатель книжного магазина под прежнею фирмою Северин. «Псковские губернские ведомости», 10 ноября 1841 г.
Известный и даровитый поэт наш князь П. А. Вяземский, 3-го октября прибыл в Псков, возвращаясь из Опочецкого уезда, где в сельце Михайловском навестил семейство покойного А. С. Пушкина и посетил могилу знаменитого поэта, похороненного в Святогорском монастыре.
«Псковские губернские ведомости», 8 октября 1841 г. Предоставила Е. КИСЕЛЕВА
ГАЗЕТЫ, ИЗДАЮЩИЕСЯ В ПСКОВЕ И РАССЫЛАЕМЫЕ ЧЕРЕЗ МЕСТНУЮ ПОЧТОВУЮ КОНТОРУ:
? «Губернские ведомости»: по Псковской губернии ? 271 экз., по прочим губерниям ? 93 экз.
? «Вестник псковского губернского земства»: по Псковской губернии ? 110 экз., по прочим губерниям ? 60 экз.
? «Псковский городской листок»: по Псковской губернии ? 184 экз., по прочим губерниям ? 43 экз.
? «Псковская газета»: по Псковской губернии ? 96 экз.,
по прочим губерниям ? 27 экз.
Псковский городский листок. 1886 г. 23 апреля
ДЕЛА ТЕАТРАЛЬНЫЕ
Мы слышали, что режиссер нашей любительской труппы г. В. Д. Рокотов предлагает устроить курсы декламации и театрального искусства. Если соберется 10-12 желающих послушать эти курсы, то каждому из них обучение обойдется не дороже 4 рублей в месяц, так как г. Рокотов полагает давать по два урока в неделю, взимая за урок с посетителей 50 копеек.
Псковский городской листок. 1886 г., 28 сентября
ОБЪЯВЛЕНИЕ
В. Д. Рокотов проводит беседы о драматическом искусстве (В. Д. Рокотов ? режиссер псковского общества любителей музыкально-драматического искусства) с 15 октября 1886 г. в помещении драматического общества, находящемся в доме Качева, по Петропавловской улице
Псковский городской листок. 1886г. 10 октября
Положение промышленности в Псковской губернии за 1884 г. выражается следующими статистическими данными.
В губернии состояли:
? льняных заводов ? 41
? снетосушильных ? 45
? пивоваренных -13
? прохладительных напитков -1
? мукомольных ? 150
? кирпичных ? 8
? синильных и красильных -110
? салотопленых ? 3
? дегтярных ? 9
? мыльных ? 1
? табачных ? 3
? кожевенных ? 60
? винокуренных ? 23
? водочных ? 2
? уксусных ? 3
? кафельных и гончарных ? 51
? солодовенных ? 9
? свечных и восковых ? 9
? лесопильных ? 3
? маслобойных ? 2
? войлочных -1
и спичечных -1
Всего 548 заводов.
Псковский городской листок. 1886 г. 13 августа
Мы с удовольствием сообщаем о нововведениях: на некоторых улицах в одно прекрасное утро появились доски с названиями улиц. Это уже по-столичному. Жители, понятно, довольны этим, но довольны ли все улицы. Это другой вопрос. Звучная Петропавловская улица лишилась своего названия и теперь переименована просто в Кожевенную. Это по какому случаю?
Псковский городской листок. 1886 г. 25 мая
ЛИТЕРАТУРА О ПСКОВЕ
Обогатилась недавно капитальным и глубоко интересным трудом ? исследованием графа Ивана Ивановича Толстого: «Монеты псковские». Изящное издание in folio, с художественною виньеткою и безукоризненно исполненными рисунками псковских монет, отличается соответствующею безукоризненностью исследования. Почтенный исследователь не ограничился описанием только одних типов псковской монеты; историческая часть его исследования определяет систему ценностей в Пскове, устанавливает время начала чеканки псковских денег ? 1425 г., вес и пробу монет и происхождение типа этой монеты.
Псковский городской листок. 1886 г. 23 ноября. Подготовил М. МЕДНИКОВ
ГУБЕРНАТОРСКИЙ ДОМ
В центре современного Пскова в парке у церкви Анастасии Римлянки стоит каменный двухэтажный дом, с детства знакомый большинству псковичей. Долгие годы здесь размещаются читальные залы и книжные хранилища псковской областной и юношеской библиотек. И мало кому известно, что история появления этого здания относится к XVIII веку и находится в неразрывной связи с историей одного из древних русских дворянских родов -родом Валуевых.
На Псковской земле Валуевы появляются в XVII веке.
В 1670 г. Ивану Семеновичу Валуеву за службу были пожалованы земли в Великолуцком уезде. В середине XVIII века внук его, полковник Ярославского пехотного полка Степан Миронович Валуев, расширил семейное землевладение, купив земли в Псковском и Островском уездах. Степан Миронович был человеком образованным, имел довольно редкую по тем временам специальность инженера-картографа. Дослужившись до чина генерал-майора, Валуев С. М. вышел в отставку и поселился с семьей в своем островском имении сельце Жеребцове. В 1760-х гг. в Жеребцове Валуев С. М. возвел величественный усадебный дворец,сохранившийся до сих пор.
Здание это было одним из красивейших в Псковской губернии. Не случайно, наверное, строительство его связывали с именем одного из наиболее известных русских архитекторов XVIII века В. В. Растрелли. Дом Валуевых считался лучшим в окрестностях Острова и неоднократно служил местом остановки высокопоставленных особ, путешествующих по России и Европе.
У Степана Мироновича Валуева было четверо детей: сыновья Михаил, Петр, Алексей и дочь Мария. Старший сын Михаил, который должен был унаследовать родовое имение, погиб в 1771 г., не оставив наследников, из оставшихся в живых детей наибольшую известность получил средний сын Петр Степанович Валуев (1743 -1814 гг.) и его потомки. Вся служба Валуева П. С. прошла в придворном ведомстве. Он служил трем поколениям русских царей ? Екатерине II, Павлу I, Александру I. В 1779 г. П. С. Валуев был назначен камергером при дворе Екатерины II. В его обязанности входило дежурство в покоях императрицы или других членов царской фамилии, а также особые дежурства во время балов, театральных представлений и других общественных мероприятий. В 1791 г. Екатерина II назначила П. С. Валуева оберцеремониймейстером, ответственным за организацию различного рода придворных церемоний. Приход к власти Павла I еще больше приблизил П. С. Валуева ко двору. В 1796 г. Павел I пожаловал ему 1000 душ крепостных и звание сенатора. Сохранился рассказ собирателя исторических анекдотов П. Ф. Карабанова, записанный со слов самого П. С. Валуева: «Павел I, возлагая на обер-церемонеймейстера Петра Степановича Валуева орден Св. Александра Невского, сказал: «За погребение моей дочери (Ольги Павловны) вы получили Анну; за погребение моей матери надеваю Александра ? не мне награждать вас Андреем». Однако в 1800 г. П. С. Валуев попал в немилость, был уволен со службы и удален из Петербурга.
Опала длилась недолго. Вступив на престол, Александр I вернул Валуева ко двору, поставив его во главе Дворцового управления в Москве в качестве главнокомандующего Кремлевской экспедицией. Его деятельность в Москве оставила заметные следы: при нем было выстроено новое здание для Оружейной палаты, переделаны Потешный и Слободские дворцы, благоустроены грязные Пресненские пруды. Но, к сожалению, при нем же в Кремле были уничтожены многие древние постройки, в том числе Сретенский собор, дворец Бориса Годунова, Гербовая башня и другие. Многое исчезло не потому, что было ветхо, а потому, что не отвечало взглядам и вкусам П. С. Валуева.
Большинство современников отзывалось о П. С. Валуеве неуважительно. Его называли самым низкопоклонствующим из всех льстецов, занимавшихся шпионством, с покорностью переносившим унижения от власть имущих и становившимся врагом после их падения.
У П. С. Валуева было девять детей. Две дочери, Екатерина и Прасковья, окончили Смольный институт. Старшая дочь Екатерина Петровна Валуева (1774 ? 1848 гг.), как и отец, почти всю свою жизнь провела при царском дворе. В 1791 г. после окончания Смольного института она была определена в фрейлины к великой княгине, а позднее императрице Марии Федоровне, жене Павла I. Однако в истории она осталась как любимая фрейлина императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Екатерина Павловна Валуева неотлучно сопровождала императрицу во всех ее поездках по России и Европе.
Была она с ней и во время последней трагической поездки на юг, во время которой 4 мая 1826 г. Елизавета Алексеевна скончалась. За верность царской семье Екатерина Петровна Валуева в 1826 г. получила знак камер-фрейлины, а в 1846 г. ? орден Св. Екатерины.
Несмотря на то, что семья П. С. Валуева большую часть времени проводила в Петербурге и Москве, связи с Псковской землей они не порывали. Именно П. С. Валуев был среди первых предводителей дворянства Псковского уезда,избранный на этот пост вскоре после образования Псковской губернии. В 1789 г. он вместе с отцом и братом Алексеем был внесен в шестую часть родословной книги дворян Псковской губернии.
С назначением Пскова губернским городом в нем началось активное строительство домов представителями различных дворянских фамилий, имевших имения в Псковской губернии. Не остались в стороне и Валуевы. Губернский Псков находился на дороге, ведущей из Петербурга на запад страны и в страны Европы, и новый комфортабельный дом мог бы стать своего рода дорожной резиденцией для проезжающих через губернию членов царской фамилии и высокопоставленных чиновников, как ею не раз становился дом Валуевых в Острове.
Псковская усадьба Валуевых во многом отличалась от других городских усадеб конца XVIII века. Во-первых, необычным было ее местоположение в городе. План на урегулирование застройки Пскова, утвержденный в 1778 году, обязывал размещать вновь возводимые жилые дома вдоль красной линии улиц, а служебные корпуса располагать в глубине дворовой территории. Усадьба Валуевых оказалась спланированной в нарушение этих правил. Въезд на территорию усадьбы располагался со стороны церкви Анастасии Римлянки. Попасть на двор можно было лишь проехав между двумя флигелями, в которых размещались конюшня и сарай. За ними на парадном дворе стоял барский дом. Главный протяженный фасад его был обращен в сторону обширного сада. Сад простирался по пологому склону от главного дома до улицы Садовой и считался одним из лучших в городе и в XIX веке. Благодаря тому, что городской дом был выстроен в самой высокой точке участка, из окон его второго парадного этажа открывался великолепный вид на пруд, церкви Василия на Горке и Николы со Усохи, Троицкий собор.
Интересной была и планировка самого дома. Первое подробное описание помещений главного жилого дома Валуевых относится к 1838 г. Оно было сделано до капитального ремонта и зафиксировало первоначальную планировку здания. Из описания следует, что дом Валуевых представлял собой каменную двухэтажную постройку прямоугольную в плане, с мезонином над центральной частью. Над всем домом, за исключением мезонина, была устроена черепичная крыша. Главный вход размещался на торце здания, обращенном в сторону Анастасьевской церкви. В общей сложности в доме насчитывалось около тридцати помещений различного назначения и размера. В нижнем этаже располагались жилые Покои, обращенные окнами в сад, а также отделенные от них коридором помещения хозяйственного назначения ? кухня, кладовая, сени, комната прислуги. Парадная лестница,как и сейчас, вела из сеней первого этажа в покои второго парадного этажа здания. Здесь размещался зал, гостиная, буфет, парадные жилые комнаты, лакейская. Парадные покои второго этажа имели богатую внутреннюю отделку ? паркетные полы, филенчатые двери, голландские изразцовые печи с завершениями в виде ваз и т. д. Небольшая деревянная лестница вела из коридора второго этажа в мезонин с двумя отапливаемыми уютными жилыми комнатами. Хорошо продуманное размещение различных по функциональному назначению помещений внутри здания позволяло при малом количестве проживающих использовать лишь первый этаж постройки, держа второй этаж закрытым, т.е. использовать его как чистую половину на случай приезда гостей. Подобная планировка как нельзя лучше отвечала назначению дома Валуевых ? быть удобным путевым дворцом на пути следования через Псковскую губернию близких к царскому двору высокопоставленных особ и официальных лиц.
Ко второму десятилетию XIX века Валуевы на время сходят с исторической сцены. Уже нет в живых Степана Мироновича Валуева, умерли и оба его сына. С 1831 г. дом Валуевых в Пскове начинают снимать для жительства псковских губернаторов. Так заканчивается первый период в жизни дома, связанный с семьей псковских дворян Валуевых и длившийся около полувека. В 1844-1846 гг. здание перестраивают. Над главным домом появляется бельведер, со стороны церкви Нового Вознесения пристраивается каменный двухэтажный флигель для прислуги, производится перепланировка помещений. В результате дом, известный теперь в городе как «губернаторский», приобретает облик, в основных своих чертах сохраняющийся до сих пор.
Н. НОВИКОВА, искусствовед
ПОЛЬСКАЯ КНИГА О КОНСТАНТИНЕ ГОЛУБЕВЕ
Профессор Лодзинского университета Евгениуш Иванец, русист и историк, ознаменовал своё 70-летие выпуском книги «Дорога Константина Голубева от старообрядчества к православию» (Белосток, 2001). Солидный научный труд в триста крупноформатных страниц имеет подзаголовок «Картины русской духовной жизни во второй половине XIX века». Автор назвал героя книги «выдающимся выразителем дум и взглядов значительной части русского общества». Большое внимание к его деятельности проявил Фёдор Достоевский, первоначально предполагавший сделать Голубева главным действующим лицом своих «Бесов» и книги «Атеизм». Переписку и полемику с Голубевым вели издатели «Колокола», пытавшиеся привлечь его на свою сторону в борьбе против царской власти. Личность Константина Голубева представляет особый интерес для истории Пскова, поскольку последние два десятилетия его издательская и просветительская работа проходила в нашем городе.
Новая книга Евгениуша Иванца ? результат большого исследовательского труда. Его научные занятия посвящены изучению истории, материальной и духовной культуры старообрядцев, бежавших из России. На эту тему в 1970 году он защитил диссертацию на степень доктора наук, а через семь лет выпустил в Варшаве книгу «Из истории старообрядцев на польских землях XVII-XX веков». Особое внимание автор уделил в ней истории старообрядческого монастыря в деревне Войново на Мазурских озёрах. Настоятель монастыря Пётр Леднёв, ставший известным под монашеским именем Павла Прусского, организовал печатание старообрядческой литературы. В ней остро нуждались не только старообрядцы, осевшие в Пруссии, но и оставшиеся на родине. Все они отказывались пользоваться церковными книгами, появившимися после реформ патриарха Никона, а старообрядческие типографии России были закрыты ещё в 1828 году.
В близлежащем прусском городе Иоганнисбурге (ныне ? польский Пиш) настоятель арендовал типографию Антония Гонсеровского и послал к нему для обучения печатному ремеслу Константина Голубева. Юный уроженец Режицкого уезда Витебской губернии в детстве с матерью попал в Пруссию и воспитывался в Войновском монастыре. В 1860 году 18-летний наборщик отпечатал кириллицей первые старообрядческие издания. Это была «Книга глаголемая Царский путь», а затем «Сборник сочинений о браках разных ревностных мужей», направленный против бытовавшей среди некоторых старообрядцев идеи безбрачия, ведущей к их вырождению.
В начале 1863 года Голубев женился на дочери состоятельного старообрядца. Это помогло ему выкупить типографию и приступить к изданию газеты «Истина». В ней печатались в основном собственные полемические статьи Голубева, часто направленные против крайностей старообрядчества. С 1867 года типография стала называться Славянской, а «Истина» приобрела размеры журнала, и в нём Голубев пропагандировал мысль о необходимости церковного единства. За два года в Иоганнисбурге вышли четыре книжки нового журнала. А сам Голубев вслед за Павлом Прусским склоняется к принятию единоверия.
В феврале 1867 года Голубев обратился к обер-прокурору Святейшего Синода с просьбой разрешить перевозку типографии из Пруссии в Россию, обещая принять российское подданство и своими изданиями склонять старообрядцев к соединению с православной церковью. Надолго затянулось получение этого разрешения, а также особого дозволения привезти с собой всю обширную библиотеку, включая множество старообрядческих книг, ввоз которых по закону был запрещён; задержалось и таможенное оформление типографии.
Только 28 марта 1868 года Константин Голубев с матерью, женой и маленькой дочерью Екатериной поселился в избранном им Пскове. Затем прибыло оборудование типографии. Через три месяца, 1 июля, он приобрёл в городской управе билет на торговое и промышленное заведение, а 13 июля губернатор разрешил пользоваться в Пскове типографским станком размером 19х17 вершков. Для контроля за типографией Псковская духовная консистория заранее, 28 мая, назначила надзирателей ? известных в городе церковных деятелей: протоиерея кафедрального Троицкого собора Михаила Кунинского и священника мужской гимназии Григория Тарасова, а станок поместили при типографии губернского правления в здании Присутственных мест.
В первую очередь Голубев возобновил издание журнала «Истина». Особым императорским указом от 16 октября 1869 года предписывалось рассылать журнал через благочинных причтам раскольнических приходов. Другим указом (от 17 сентября 1870 года) признавалось полезным распространять это издание также по духовным академиям и семинариям «для большего ознакомления с расколом, особенно в миссионерских классах».
В марте того же 1870 года псковский епископ Павел (в миру Прокопий Доброхотов) рукоположил Константина Ефимовича Голубева в священники единоверческой Троицко-Никольской церкви. (Единоверцы в 40-х годах XIX века получили для богослужения храм Николы от Торга, отремонтировали его и сделали холодный придел Живоначальной Троицы главным престолом.) Затем его назначили епархиальным противораскольническим миссионером и благочинным всех единоверческих церквей епархии. 12 апреля 1871 года Голубев сообщил губернатору М. С. Каханову, что, приобретя ещё и скоропечатную машину, он перевёл типографию из Присутственных мест в здание при церкви. Губернатор сразу послал чиновника особых поручений С. С. Волчкова освидетельствовать типографию в новом помещении и проверить, соблюдается ли программа её изданий: раскрывать историю раскола, объяснять заблуждения всяких старообрядческих «согласий»...
Постепенно Голубев всё больше включался в общественную жизнь Пскова. Его избрали гласным городской Думы и уездного земского собрания. Для изложения своих светских взглядов он стал издавать «Псковскую газету». Чтобы священника не могли упрекать в увлечений мирскими занятиями, издателем и редактором газеты официально оформилась старшая дочь Екатерина Голубева, окончившая в 1884 году Псковскую Мариинскую гимназию. С начала 1886 года по 29 апреля следующего года вышли 133 номера этого «литературно-археологического и промышленно-культурного издания» (так газета именовала себя в заголовке). Она содержала широкую картину жизни города и сейчас является важным краеведческим источником.
Ко времени издания газеты Голубев испытывал немалые трудности. Под влиянием церковных деятелей, видевших в старообрядцах врагов, а не заблудших верующих, которым, по мнению Голубева, надо «всячески помогать», Сенат прекратил покровительствовать ему и субсидировать его издания. Газету даже не разрешили печатать в собственной «Славянской типографии». Газета приносила большие убытки, что и заставило прекратить её выпуск.
Очевидно, под влиянием этих невзгод 48-летний Голубев заболел и скончался 27 июля 1889 года. В завещании, составленном за три месяца до смерти, «находясь в тяжкой болезни, но в здравом уме и твёрдой памяти», он просил похоронить его скромно, в простом гробу «на Мироносицком кладбище рядом с женою и поставить на могиле камень с надписью: «Жил скорбно, умер весело».
Мироносицкое кладбище было выбрано не случайно. Там находился участок, отведённый для захоронения единоверцев. В центре его ещё в 1878 году по просьбе Голубева церковный староста Троицко-Никольского храма купец Иван Дервин построил, в основном на свои средства, единоверческую часовню и под нею склеп со сводами. Не исключено, что именно в нём и похоронили Голубева. Известняковые стены часовни сохранились, хотя и без крыши, а склеп уже вскрывался...
Естественно, что профессор Иванец, работая над книгой о Константине Голубеве, заинтересовался псковскими материалами о нём. Так в марте 1986 года началась наша многолетняя переписка, затем состоялась и встреча в Ленинграде, где он кропотливо трудился над источниками в архивах и библиотеках. Наконец в апреле 1989 года Евгений Данилович сам приехал в Псков. Мы побывали в местах, связанных с жизнью и деятельностью Голубева, в древлехранилище музея-заповедника, имеющем большой фонд изданий «Славянской типографии», на Мироносицком кладбище, в редакции «Псковской правды» у ответственного секретаря Владислава Алёшина (он после учёбы в университете профессионально владеет польским языком и в дальнейшем помогал с переводами).
Посещение Госархива области не дало результатов, поскольку многие документы, в т.ч. фонд 39 Псковской духовной консистории, тогда ещё находились в Великолукском филиале ГАПО. Пришлось просить местного исследователя и писателя Николая Новикова провести там поиск. Сотрудница музея Людмила Огнева подсказала, в каком деле находится цитированное выше завещание Голубева. Обнаруженные сведения были направлены в Польшу, как и воспроизведённые в книге репродукции с видовых открыток Пскова и снимки снесённого дома № 27 по улице Некрасова (бывшей Губернаторской), в котором жил Голубев и помещалась «Славянская типография», сохранившиеся у нас с краеведом Михаилом Медниковым. Таким образом, в новой книге Евгениуша Иванца о Константине Голубеве есть и частица труда современных псковичей.
На титульном листе книги напечатано: «Городам Пишу и Пскову посвящается». Тем самым польский профессор сделал своеобразный подарок к будущему юбилей нашего города, подробно рассказав об одном из его талантливых обитателей. А в телефонном разговоре он выразил надежду, что Псков завяжет дружеские связи с польским Пишем.
Н. ЛЕВИН, краевед
МИЛИЦИОНЕР В ДЕРЕВНЕ – ПРОВОДНИК РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ
Виды на будущее
Работы по укреплению волостной милиции требуют дальнейшего серьезного внимания. Сельский милиционер недостаточно удовлетворен средствами передвижения и не в полной мере снабжен руководствами для проведения революционной законности. Наконец, необходимо усилить общественную работу, добиться полной увязки милиции с общественными организациями деревни и тогда последняя будет иметь действительно советского милиционера.
Деревенский милиционер
Работники волостной и сельской милиции выросли и имеют определенный удельный вес среди крестьянского населения.
Милиционер является проводником в жизнь постановлений земельных комиссий, взысканий таможни и исполнителем самых разнообразных поручений.
В частной крестьянской жизни милиционер также играет большую роль, умиротворяя семейные споры и становясь на защиту женщины.
Сельский милиционер имеет при сельсовете особый стол и является своего рода административным отделом сельсовета.
Сюда идут за всеми юридическими справками и советами.
Через милиционера сельсовет проводит в жизнь все необходимые распоряжения.
На общественной работе
Деревенский милиционер является не только простым исполнителем данных ему поручений, но и участвует в общественной работе. Милиционер выступает с докладами на совещаниях волисполкомов, сельсоветов и даже крестьянских сходах, отчитываясь о проделанной работе. Сообща вырабатываются планы на будущее время. На помощь милиции само население втягивает из своей среды сельских исполнителей для выполнения административного надзора под руководством милиции. Тесный контакт работы милиции с населением крестьяне приветствуют и охотно посещают сходы, на которых ставятся доклады милиции.
Подготовка милиционера
В среднем на волость в губернии имеется 5-7 милиционеров. Из общего состава ? около 17% партийных работников. Сейчас в губернии ведется подготовка работников сельской милиции на трехмесячных сборах в Пскове. Выпущено уже 30 вполне подготовленных милиционеров. На днях состоится следующий выпуск в таком же количестве. Таким образом, через курсы будут пропущены все работники сельской милиции. Курсы дают милиционеру много теоретических и практических познаний. На работе в деревне прошедший курсы милиционер, как показал опыт, значительно лучше и легче справляется со своими обязанностями. И спрос на пополнение знаний большой. Не даром же при волячейках организуются кружки и ведутся собеседования по вопросам права и проведения революционной законности.
Борьба с хулиганством и самогонкой
Большую работу милиционер ведет по борьбе с хулиганством и самогонкой. В некоторых глухих местах еще приходится сталкиваться со случаями бандитизма. По борьбе с самогонкой сейчас создались лучшие условия, так как разбор самогонных дел производится в административном порядке и быстрее, нежели раньше.
Газета «Псковский набат», 18 августа 1925 года, № 188
ВЫБОРЫ БЫЛИ, ВЫБОРЫ ГРЯДУТ
Из воспоминаний Паулины Яковлевны Юдейко, одной из организаторов Псковского комсомола, участницы революционных событий в Пскове (1957 г.)
Псков летом 1917 года жил бурной политической жизнью. Это была буржуазно-демократическая, политическая весна для всех тех, кто представлял в это время элиту Пскова: чиновники, интеллигенция, учащаяся молодежь ? сыны и дочери домовладельцев, лавочников, кулаков и прочих. Раньше они господствовали экономически, теперь они хотели господствовать и политически.
Борьба шла вокруг развалившегося старого царского аппарата управления. Теперь наряду с городским самоуправлением существовали советы. Шла интенсивная борьба за власть, вокруг которой, как мухи вокруг сладкого пирога, жужжали многочисленные политические партии, стараясь захватить себе самый лакомый кусок.
Центром политической жизни Пскова был бывший дом губернатора ? Дом свободы, как он в это время назывался.
Каждой политической партии и профсоюзной организации здесь было отведено свое помещение. Здесь были буржуазные партии всех оттенков, от окрашивающихся под социализм до черносотенных: социалисты-интернационалисты, социалисты-шовинисты, социалисты-объединенцы, эсеры левые и правые, анархисты, анархо-синдикалисты, национал-социалисты, национал-демократы, бундовцы, конституционные демократы (кадеты), национальные организации различных народностей и т. д., и т .п.
Между всеми этими организациями происходили бесконечные ссоры, споры и борьба за политическое влияние на массы. Каждая из них претендовала на то, чтобы представлять собой интересы народа.
Писали широковещательные туманные и запутанные программы и платформы, но все под лозунгом защиты свободы, равенства и братства.
Меньшевики и эсеры хозяйничали в советах и профсоюзах. Кадеты и разные прочие «демократы» в городском самоуправлении.
Все это была рябь на поверхности большого народного моря, которое жаждало мира, земли, хлеба и настоящей свобода от эксплуатации.
Среди всей этой разношерстной массы выдвигались три человека, которые были известны всему Пскову своими большевистскими убеждениями. Это были Константин Гей -студент, Михаил Ушарнов ? рабочий и Михаил Иванов ? техник обозных мастерских. Но они допустили в этот период большую тактическую ошибку, выступая на массовых собраниях как большевики, они оставались в рядах объединенной с-д (социал-демократической) организации, желая завоевать в ней руководство, но это им не удалось.
Политическая борьба приняла наиболее острую форму к августовским выборам в Советы. Разные мелкие политические партии родственных направлений объединялись в блоки: социалистические, демократические, националистические и прочие, чтобы не расколоть голоса, так как борьба предстояла очень острая. Даже в нашу РСДРП(б) пришли представители от «Мамули» (ссылка 1), предлагая т. Юдейко (2), чтобы он вступил с ними в блок, увещевая, что он латыш и что интересы латышского народа общие. Они обещали включить его фамилию в их список, чтобы мы только отказались от самостоятельного выступления.
Тов. Юдейко им ответил, что,он большевик и что с реакционерами нет у него ничего общего. Представители «Мамули» надеялись именем Юдейко уловить себе голоса рабочих обозных мастерских и других левонастроенных латышей Пскова, среди которых т. Юдейко был популярен.
На выборах мы выступали как единственная организация с большевистской избирательной платформой. Меньшевики всех оттенков, от интернационалистов до шовинистов, тоже образовывали один блок. Тов. Гей, Ушарнов и Иванов отказались баллотироваться в этом блоке. Тов. Юдейко предложил им дать свое согласие на то, чтобы внести их фамилии в наш избирательный список? В этом списке кроме т. Юдейко стояли фамилии никому не известных, в основном, рабочих обозных мастерских.
Как сейчас помню т. Гея в этот момент, как он, задумчиво опустив голову, стоял около стола в большом сомнении, наконец сказал, что он подумает, но ответа так и не дал. Он сомневался, что его фамилия, такая известная в политических кругах Пскова, может не пройти по этому списку.
Слишком затянулась внутренняя борьба в рядах объединенной с-д партии и большинство её, испугавшись казалось таких мощных политических блоков, какие в это время образовались, думали, что они представляют собой весь Псков, проглядевши, что на историческую сцену уже вышел главный её герой ? народ.
В связи с избирательной кампанией поднялась большая шумиха. Через улицы протянулись большие транспаранты, приглашавшие голосовать за список того или иного блока.
На панелях писались номера избирательных списков. На уличных столбах, заборах были расклеены большие кричащие плакаты с избирательными платформами, воззваниями и т. д. В окнах магазинов красовались портреты виднейших кандидатов. Весь Псков кричал, звал, агитировал, доказывал. Наша организация могла провести избирательную кампанию с тех скудных средств, которые были собраны от членов партии; рабочих.
В типографии на серой дешевой бумаге было отпечатано воззвание нашей большевистской партии и напечатана большевистская избирательная платформа с известными лозунгами: «Долой временное правительство», «Мир, земля, 8-ми часовой рабочий день», « Рабочий контроль над производством» и т.д. Внизу воззвания был напечатан список наших кандидатов ? 12 человек.
Наши соседи ? меньшевики по «Дому свободы» смеялись: «Получите Вы на выборах ноль».
Наконец настал день выборов. Из воинских частей к нам начали поступать пачки избирательных бюллетеней тех солдат, которые в день выборов должны были выехать из Пскова и по тем или иным поводам не могли воспользоваться своим правом на голосование. Члены нашей организации целый день бегали по избирательным участкам, чтобы рассовать эти бюллетени по урнам (в то время каждый получал свой избирательный бюллетень заранее). Прибегали даже к переодеванию, чтобы зайти в один участок несколько раз.
На другой день в окне большого книжного магазина на Сергиевской улице были вывешены результаты выборов. К окну толпилась масса народу. Всеобщее внимание привлек тот факт, что большевики в Пскове провели в Советы 8 депутатов. Это было поразительно! Этого никто не ожидал!
Все охали и удивлялись: «Как много большевиков в Пскове!» Это был тот знаменательный поворот масс в сторону большевистской партии, который так ярко сказался на выборах в Советы в августовские дни по всей России.
1. «Мамуля» -латышская реакционная националистичская организация
2. Юдейко (Юдейкс) Яков Яковлевич (1875 -1942) ? большевик, участник революционных событий и гражданской войны на Псковщине, отец П. Я. Юдейко
Подготовила О. В. САЛКИНА, директор госархива новейшей истории Псковской области