К 140-летию со дня рождения последнего российского императора Николая II
Из-за нынешних майских холодов сиреневая пора продолжается. В любой год май бывал непостоянным. Летняя жара резко сменялась холодами, дождями, грозами, а то и снегом. И в дневниковых записях Николая Александровича Романова читаем о том же. Он родился 6 мая (19 по н.ст.) 1868 года в день святого Иова Многострадального. Его супруга Александра Федоровна, любимая Аликс, тоже родилась в мае. Николай любил май, любил сирень, фиалки, ландыши. 25 мая его дорогая Аликс в день рождения всегда получала от своего Ники букеты ландышей и сирени, собранные им в Царскосельсом парке. Они была счастливы. Из дневника Николая II за 1895 год: «Дай Бог, чтобы еще много таких дней нам позволено было прожить в обоюдном мире, тихой радости и счастии! За все, что Господь дал нам уже, за все, чем наградил нашу нелегкую жизнь, - надо благодарить Его за великую благость и милосердие!».
В 2008 году в Домотканове только в конце мая вошла в пору сирень. Художник Валентин Александровия Серов любил эти места в Тверской губернии и на многих своих полотнах запечатлел окрестности Домотканова. С детских лет мы помним «Девушку, освещенную солнцем» и много других картин художника. Великолепный портретист В. А. Серов за свою недолгую жизнь (1865 - 1911) создал сотни портретов своих современников, родных и друзей. До последнего времени оставались для нас неизвестными картины Серова, выполненные по заказу дома Романовых. Для меня лично стал открытием портрет императора Николая II, выполненный В. А. Серовым в 1900 году, впервые опубликованный в 1997 году в книге Мосгорархива «История Москвы». Автор портрета государя в этой книге не был указан. Хрестоматия предназначалась для учащихся старших классов, и информация для них, видимо, дозировалась. Авторы хрестоматии, очевидно, полагали, что школьникам, воспитанным в советское время на любви к «Девочке с персиками» и ненависти к «Николаю Кровавому», авторство обоих портретов знаменитого художника В. А. Серова оскорбит их патриотические чувства. Уже однажды, в 1917 году, революционные солдаты в день взятия Зимнего дворца вынесли портрет Николая II на Дворцовую площадь и стали его рвать штыками, прокололи на портрете оба глаза императору. Портрет был случайно спасен учениками школы Общества поощрения художников и передан ими в музей. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru