ЗДРАВСТВУЙТЕ! В Москве состоялся съезд российских писателей. И так приятно сознавать, что единственным представителем от писателей Дальнего Востока была на этом съезде наша землячка, член Союза российских писателей, возглавляющая Приморское отделение СРП, наш давний автор, читатель и друг – Галина Павловна Якунина.
Дальний Восток – это обострённое чувство края. Мы живём на краю, ходим по краю. Может, от этого и отношение ко всем «ветрам перемен» и перестроечным катаклизмам у большинства моих земляков философское: переживём, выстоим и будем жить дальше. Об этом думалось во время долгого двенадцатичасового – через Абакан – перелёта в Москву на съезд Союза российских писателей.
Общероссийская общественная организация «Союз российских писателей» – один из двух современных писательских союзов федерального значения. Он образован в 1991 году при распаде Совет-ского Союза, когда разделился и Союз писателей СССР. У истоков СРП стояли Дмитрий Лихачев, Сергей Залыгин, Юрий Нагибин, Анатолий Жигулин, Владимир Соколов, Виктор Астафьев, Роман Солнцев. В Союзе российских писателей состоят Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер, Белла Ахмадулина, Андрей Битов, Владимир Маканин, Михаил Кураев, Юрий Кублановский, Александр Кушнер, Руслан Киреев и многие другие известные поэты и писатели России. В Союз российских писателей входит пятьдесят восемь региональных организаций и более двадцати представительств. Они объединяют полторы тысячи человек.
Самолёт летел «встречь солнца». День, зародившийся над сопками Владивостока, всё цвёл и цвёл, пока меня не сморило в столичной гостинице в девятом часу вечера по Москве. Солнце за окном ещё и не собиралось тускнеть.
24 июня делегаты съезда собрались в актовом зале Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Здание на проспекте Вернадского утопало в зелени. Ландшафт был изумительной красоты: радужные клумбы и необозримые газоны, по которым разбрелись голубые ели, рябины, берёзы, лиственницы. Всё умытое, выхоленное, охраняемое. Интерьер академии впечатлил обилием узких многометровых окон, забранных в белые шелка, дворцовым размахом лестниц, убранных коврами, и мраморной прохладой вестибюля, углы которого скругляли темно-зелёные подковы кожаных диванов. Супердизайн державы 80-х годов прошлого века…
Первым секретарём Правления Союза российских писателей была избрана Светлана Василенко – известный, часто публикуемый прозаик, лауреат премии журнала «Новый мир», автор книг «Звонкое имя», «Дурочка», «Шамара» и других. Сопредседатели – Юрий Кублановский и Михаил Кураев. Ю. Кублановский – поэт, публицист и критик, лауреат Пушкинской премии, а также премий имени А. Солженицына и О. Мандельштама. М. Кураев, отметивший накануне съезда свой юбилей, – лауреат Государственной премии РФ, премии правительства Санкт-Петербурга, премии имени С. Довлатова.
«Все писатели – недоигравшие в детстве дети», заметил один из классиков. Люди, с которыми я познакомилась во время регистрации и беседовала в перерывах между заседаниями, были, в основном, «родом из СССР». Дети войны, пережившие оккупацию и блокаду. Дети «оттепели», мечтавшие всем пионерским отрядом записаться в космонавты. Дети «застоя», которые, иронизируя по адресу первых и вторых, даже во сне не предполагали, как близка и страшна желанная эпоха перемен, о которых они толкуют на кухнях. Детей перестройки было немного, они и держались обособленно, поглядывая на старших с молчаливым любопытством.
На съезде немало говорилось о проекте Федерального Закона «О творческих союзах и творческих работниках». В отсутствии федеральной правовой основы и местных законодательных актов, ориентированных на поддержку писателей, деятельность союзов сильно затруднена. Приходится рассчитывать только на понимание и сочувствие при диалоге с представителями власти. Например, Правительство Москвы, руководство Кемеровской и Оренбургской областей ежемесячно выплачивают пособия всем писателям-пенсионерам и выделяют средства на издательскую деятельность. В Томске, Красноярске и Кемерово созданы государственные учреждения культуры: Дом литераторов Кузбасса, Дома искусств в Томске и Кемерово. Последний особенно любопытен: под одной крышей прекрасно уживаются художники, музыканты, журналисты и оба союза писателей.
Внимание и забота властей: офисы, премии, финансирование изданий из бюджетных средств – всё это, конечно, замечательно. Но у Приморского отделения СПР есть опыт выживания, подтверждающий, что главное – это желание работать. Жить и творить в России – да и не только в ней одной – художникам слова всегда приходилось вопреки всему и несмотря ни на что. Это верно и по отношению к организациям.
Что сделано Приморским отделением СРП за годы «автономного плавания»? Наверное, самая первая инициатива – издание газеты «Лукоморье» и альманаха «Живое облако» под редакцией Николая Морозова. Эти издания стали одними из первых неофициальных литературных проектов не только в Приморье, но и в России. Затем появился периодический журнал «Изба-читальня» Бориса Мисюка. В Находке усилиями Павла Шепчугова состоялось открытие литературного музея, было создано творческое объединение имени Михаила Гутмана, организованы Лебковские чтения в Партизанске, которые стали прекрасным поводом для ежегодных встреч Приморского отделения СРП. Евгений Лебков, Николай Морозов, Павел Шепчугов, Борис Мисюк, Александр Шипицын (он создал популярный детско-юношеский творческий портал «МАЯЧКИ. РУ») – каждый из них вкладывал не только душу, но зачастую и свои личные средства для того, чтобы задуманные проекты воплотились в жизнь.
При Союзе российских писателей работает несколько постоянных комиссий: приёмная, издательская, международная, социально-бытовая, детско-юношеская, по работе с молодыми писателями, по литературе народов СНГ и Балтии. Набирает обороты издательство «Союз российских писателей», в котором вышли книги Анатолия Жигулина, Евгения Блажеевского, а накануне съезда – двухтомник «Лёд и Пламень» – антология поэзии и прозы Союза российских писателей. Увесистые, прекрасно изданные тома вручали всем делегатам съезда.
В «прозаический» раздел антологии вошли рассказы Бориса Мисюка, много лет возглавлявшего Приморское отделение СРП. Отрадно, что последние годы головная организация начала оказывать серьёзную материальную помощь приморцам: выплачивать субсидии на лечение и стипендии для реализации творческих проектов. Да и оплата моих дорожных расходов, трёхдневного проживания в гостинице и питания делегатов тоже говорит сама за себя.
Окончательно я «созрела» для выступления во время выплаты компенсации за проезд. К слову, организация съезда была на высоте, и забота об иногородних делегатах чувствовалась во всём: нас встречали в гостинице до позднего вечера, оперативно расселяли, выдавали талоны на питание и памятки, где, когда и какие мероприятия будут проведены. Билеты оплатили в первый же день. Запомнилась курьёзная реакция поэтессы из Подмосковья. Увидев, сколько денег мне отсчитывает бухгалтер, она нервно поинтересовалась: «Это что, на всю семью, что ли?! » Пришлось объяснить, что это – стоимость одного недорогого авиабилета из Владивостока в Москву и обратно. Дама философски вздохнула: «Главная беда России – её пространства. Луна для нас ближе, чем Владивосток». Воистину…
Когда мне дали слово, первое, что пришло в голову – слова из фильма «Член правительства». Помните? «Вот стою я перед вами…» Владивосток – это не экзотика. Когда постоянно живешь на краю, привыкаешь ко всему: нескончаемым перестроечным штормам, бездействию властей, борьбе за выживание, привычке рассчитывать только на свои силы. И всё-таки важно чувствовать, что за тобой – Россия. Иначе просто не выстоять.
– Я летела в Москву двенадцать часов. И с высоты двенадцать тысяч метров хорошо была видна Россия… со всеми её пространствами. Видны были дороги. До Урала они довольно редки, а к западу от уральских хребтов густеют на глазах. Это отнюдь не поэтическая метафора: Москва действительно напоминает сердце с мощными артериями и сплетением вен. Но какое сердце будет здоровым, если не работает периферийная кровеносная система? Двадцать лет пытаются разъединить Россию и русскую культуру. Двадцать лет пытаются перевести талант из национального достояния в рыночный формат и назначить ему цену. Сегодня нет такой профессии: писатель. Но у каждого из нас остается неотъемлемое право выбора: ради кого и ради чего пишем? Писатели и поэты – такие же люди, как все. С той разницей, что на них двойная ответственность за нравственный выбор. Мы отвечаем даже не ЗА слово, а ПЕРЕД словом, как перед Богом. Если между словами и поступками литератора ширится пропасть, то рано ли, поздно ли он рухнет в неё. И как человек, и как творец. Ведь существуют центро-стремительные и центробежные силы не только физические, но и духовные. И центробежным силам – ненависти, корысти, подлости, зависти – всегда противостоят силы центростремительные: любовь, дружба, сострадание, милосердие.
По всем законам – Божеским и человеческим – мир не может держаться на разрушающих силах. Любая конфронтация и противостояние ведут в тупик. Творчество – сила центростремительная, она самим Богом направлена на объединение, сотворение. Так давайте сотворять, воссоединять духовное пространство России. Тем более, что в жизни поэты и писатели дружат, невзирая на членство в различных союзах. Я уже довольно длительное время работаю в департаменте информации Морского университета под началом Владимира Тыцких, члена Союза писателей России. Конечно, между нами бывают разногласия, но это не мешает пониманию того, что в главных вопросах, касающихся судьбы нашей страны и нашей культуры, мы – единомышленники. Более того, здесь, в Морском университете, произошло неформальное объединение поэтов и писателей края, независимо от их принадлежности к союзам. И мы вместе принимаем участие в работе студии «Паруса», в издании альманаха «Сихотэ-Алинь», в поэтических фестивалях и автопробегах.
В заключение я привела слова Владимира Тыцких: «Столица тем мощнее, чем мощнее страна, именно – глубинка, кровью которой питаются культурные и прочие центры. Литература сегодня стала дискретной, прежнего единого духовного пространства не существует. Между тем, потребность в нём именно теперь стала огромной. Это вопрос не только сохранения великого наследия великой культуры – это один их первейших вопросов сохранения самого народа – носителя этой культуры».
После съезда я на один день уехала в Петербург, где не была тридцать лет. Он встретил великолепной погодой и державной красотой, над которой время и слова не властны. Зачарованно бродя по улицам, паркам и набережным, я думала о том, что во все времена поэты, как мосты, встают поперёк течения, поперёк общепринятых мнений. Встают над личными обидами и корпоративными интересами. И руки их, протянутые друг другу, как мосты, соединяются над Вечностью…