Красота Любови Орловой должна была спасать хрупкий мир советского человека. И она, видимо, понимая это, всю жизнь старательно спасала свою красоту. Берегла тело, сознательно не хотела заводить детей, всю жизнь ежедневно занималась изнурительным классическим станком.
Известная легенда: Любовь Орлова – первая советская кинозвезда, прибегшая к помощи пластической хирургии. До этого она привозила из поездок за рубеж специальные омолаживающие кремы для лица и рук, которые простым советским гражданкам, сходившим с ума по идеалу, даже и не снились.
А гражданки действительно сходили с ума. Рост идеала – метр пятьдесят восемь, талия в объеме – недостижимые 48 сантиметров. Еще белокурые, но без желтизны локоны и безупречная улыбка.
В СССР секса не было. Но символы его были. Орлова была первым, единственным и ярчайшим.
Советская психиатрия знает даже специальный термин «синдром Орловой». Он возник на основе диагностики советских гражданок с неизвестной до появления на экранах кинодивы голливудского образца душевной болезнью. Они старательно высветляли волосы и самозванно записывались в родственницы к идолу.
Красота по-американски
Ее же собственные страдания были весьма странны для гармоничной и творчески реализованной, а кроме того, еще и по-женски счастливой героини своего времени.
Светобоязнь и бессонница – всю жизнь. Рак поджелудочной железы, который по просьбе верного супруга Александрова выдавали за мочекаменную болезнь и даже предъявляли ей якобы извлеченные при операции камни, – в старости.
Орлова смотрела на жизнь через темные шторы. Потому что, когда они открывались, ей все время нужно было что-то изображать. Молодость, потом юность, потом счастливую, нет – счастливейшую семью.
Личная жизнь актрисы Любови Орловой и ее мужа-режиссера Георгия Александрова, по воспоминаниям современников, выглядит памятником сталинскому монументализму.
Они спали в разных комнатах, часто переговаривались по телефону, находясь в одном доме. Всегда называли друг друга на вы. Сторонились актерских сообществ. Новый год встречали неизменно вдвоем. Много лет по одной и той же программе: бокал шампанского под бой курантов, поцелуй на веранде дачи во Внуково, молчаливая прогулка по парку.
Эти воспоминания редких очевидцев семейных торжеств напоминают финальный кадр какого-нибудь голливудского фильма. Кадр, тщательно срежиссированный, согласно прямой, как гвоздь, идее – а сейчас на экране появится хорошо организованное, наглядное семейное счастье самой звездной пары, обласканной самой высокой славой в самой большой и славной стране, где все, как в «Цирке», готовы бережно убаюкать африканского младенца, спеть, как в «Веселых ребятах»: «Легко на сердце…».
Сценарный план
Отнюдь не бесплотный ангел Любовь Орлова отличалась подозрительной стерильностью биографии.
К их союзу с Александровым не прилипала никакая молва, вокруг самой яркой советской звезды никогда не было слухов.
Много позднее, когда их эпоха уже прошла, говорили и писали только одно – может быть, никакой идеальной любви без обычных человеческих страстей просто не было? И их звездная семейная жизнь действительно просто воплощение в жизнь хорошо придуманного сценария?
Ряд мемуаристов и исследователей творческой судьбы Любови Орловой – кто прямо, кто косвенно – свидетельствуют, будто бы Александрова не интересовали женщины. Если и так, то ее это беспокоило мало.
Сценарием, нужным настоящей примадонне, предусмотрен главный герой. Герой, необходимый ее пьесе, – муж-режиссер. Успешный, обласканный властью. Разговор о таланте, отмеченности Богом эти две объективные данности уже исключали. Хотя, он, конечно, был талантлив.
Самоцензура отказала ему только в старости, когда он, сняв в 1959 году с треском провалившийся фильм «Русский сувенир», попал на страницы «Крокодила». Неудачей было и возвращение Александрова в большой кинематограф в 70-е. Фильм о судьбе двух молодых советских разведчиков «Скворец и Лира», роли которых исполняли, естественно, Александров и Орлова (примадонне 70, героине – 20), в прокат не попал, так как не прошел худсовета.
В молодости же Александров был перспективен. Советский режиссер, вернувшийся на родину после голливудской стажировки (1929–1933), полный надежд и планов, безусловно, подарит народу шедевры.
Лицом его шедевров будет она – ей это было ясно.
Актрису на роль Анюты в «Веселых ребятах» Александров искал долго. В театр имени Немировича-Данченко, где тогда блистала тридцатилетняя Орлова, он пошел по совету кого-то из съемочной группы и был очарован нездешней красотой и незаурядным талантом артистки. Решение было принято.
Существует и альтернативная версия возникновения знаменитого советского шедевра. Якобы Орлова сама предложила себя на роль Анюты, а после неудачных проб, забракованных режиссером, добивалась утверждения на роль всеми доступными способами.
Впрочем, так ли это важно?
В тридцать у нее за плечами уже был неуспешный брак. Времени на генеральные репетиции и прогоны нет – премьера.
Другой Анюты в «Веселых ребятах» быть не могло. Кто бы ни сделал этот выбор, он не ошибся. Да и мог ли молодой режиссер, очарованный Голливудом, даже собственного сына от первого брака переименовавший из Василия в Дугласа (в честь американского актера Дугласа Фербенкса), остаться равнодушным к актрисе, так похожей на голливудских див? Нет.