Москвич и Достоевский, родившийся в больнице для бедных в доме 2 по названной сегодня в его честь улице Достоевского, где его отец работал врачом. Москва — город не только подлинных, но и вымышленных героев. Тот, кто хочет увидеть, что окружало героев «Анны Карениной» Толстого, должен отправиться в Английский клуб на Тверской, 21, или на Ленинградский (бывший Николаевский) вокзал, где Анна впервые встретилась с Вронским. Если же заинтересовавшийся читатель захочет осмотреть место, где она рассталась с жизнью, следует поехать на электричке в направлении Горького до станции Железнодорожная. Александр Дюма (1803—1870) познакомился с героем своих «Записокучителя фехтования» декабристом И. А. Анненковым, проживавшим на бывшей Поварской улице, 48, спустя годы после написания романа, в 1858 г. в Нижнем Новгороде.
Знатокам литературы обнаружить их не так трудно, тем более что организуются экскурсии по местам действия литературных произведений с их реальными и вымышленными героями. Тот, кто знает имена, назовет улицы: Денис Фонвизин, Гавриил Державин, Александр Радищев, Николай Новиков, Иван Крылов, Василий Жуковский, Александр Грибоедов (родился в доме 42 на сегодняшней улице Кирова), Вильгельм Кюхельбекер (там, где ныне стоит высотка на площади Восстания), Гоголь (Погодинская улица, 10—12), Чехов — в маленьком домике напротив планетария (Садовая- Кудринская, , сегодня окруженном многоэтажными домами.
Измайловский парк
А строительство постоянно продолжается, на некоторых планах уже нанесена новая линия Север—Юг (от «Отрадного» на севере до «Красного маяка» на юге). Новая линия проходит по всему центру и пересекается с уже существующими линиями на станциях «Новослободская», «Арбатская» и «Доб
рынинская». Разумеется, и сейчас есть ударный труд, герои и торжества в их честь, но все это как-то нормализовалось, и дело века теперь — просто разумное и целесообразное мероприятие. Это отчетливее всего прослеживается на станциях, построенных начиная с 1970-х гг., чьи создатели как бы «чувствовали себя обязанными» следовать великим образцам. Станции так же велики, облицованы блестящими материалами, но все стало «обыкновеннее»: переходы короче, лестницы вниз от поверхности земли не столь бесконечны, эскалаторы уже не везде нужны, избыток украшений более не раздражает глаз (таковы, например, «Горьковская», «Пушкинская», «Варшавская», «Проспект Вернадского» и т. д.). Метро выросло вместе с поколениями, воздвигшими этот город. Оно — выражение их энергии, их представлений, их мечты о лучшей жизни. Поэтому в городе, где и без того исторические эпохи теснятся перед глазами, как в замедленной покадровой киносъемке, так и хочется увидеть наглядно эту «разницу между поколениями». Впрочем, есть и другой путь. Можно, к примеру, избрать «литературную» линию — от «Маяковской» до «Пушкинской», от «Горьковской» до «Лермонтовской» или «Тургеневской». Разъезжая между вокзалами, можно выяснить, как вокзал уже на подступах к нему заявляет о себе в орнаментике соответствующей станции метро.