21 марта, в день рождения великого композитора, имя которого самым тесным образом связано с нашим краем, в Торопце открывается 3-й Международный фестиваль русской оперы имени М. П. Мусоргского. В этот день в Доме культуры в 18 час.30 мин. торопчанам будет представлена опера М. П. Мусоргского "Женитьба" в постановке РАТИ (ГИТИС), мастерская народного артиста России, профессора Д. Бертмана. Вход свободный.
В последующие три дня фестиваль продолжит свою работу в областном центре. Но открытие фестиваля именно на торопецкой земле стало традицией. Третий год музыканты и оперные артисты ведущих столичных театров приезжают в наш город и радуют торопчан произведениями М. П. Мусоргского и других русских композиторов. На этот раз, впервые, будет опера. 1-й акт "Женитьбы" композитор написал в 1868 году. Эта незаконченная опера сыграла исключительно важную роль для дальнейшего творчества Модеста Петровича. Здесь под влиянием оперы Даргомыжского "Каменный гость" он использовал почти неизмененный текст одноименной пьесы Н. В. Гоголя, поставив перед собой задачу музыкального воспроизведения человеческой речи во всех ее тончайших изгибах.
Написав 1-й акт оперы, М. П. Мусоргский отдает его на суд товарищей - собратьев по "Могучей кучке". Те приходят в восторг, отмечая, что пристрастие Модеста к юмору, насмешке как нельзя более соответствовало характеру оперы "Женитьба". Задача нова и неслыханна до того: написать оперу на прозаический текст гоголевской комедии. Все расценили "Женитьбу" как новое яркое проявление таланта композитора. При всем при том было ясно, что "Женитьба" - не более чем увлекательный эксперимент, что не по этому пути должно пойти развитие настоящей оперы. Надо отдать должное Мусоргскому: он сам первым осознал это и не стал продолжать сочинение. Но то, что было приобретено в работе над оперой, не пропало бесследно: композитор сделал новый важный шаг на пути овладения искусством музыкального диалога. Без "Женитьбы" не было бы тех замечательных, глубоко правдивых и выразительных речитативов, которые являются украшением зрелых опер Мусоргского.
Что же далее стало с "Женитьбой"? Через четыре года после написания первого акта, в день рождения В. В. Стасова, Мусоргский подарил ему рукопись, так и не возвратившись больше к "Женитьбе". Смелый эксперимент Модеста Петровича в области декламационной оперы был закончен уже в ХХ веке - М. М. Ипполитов-Иванов в 1931 году досочинил и оркестровал "Женитьбу". По материалам сайта http://vesvladivostok.ru