Сегодня читателям нашей газеты предлагается материал о нашей землячке, родившейся и проведшей детские годы в Бердянске – Чернышевой Лидии Демьяновне. Кавалер шести орденов, народная артистка Казахской ССР и СССР. Она стала особым явлением в искусстве страны
Талантливую бердянскую девочку заметили и забрали с собой артисты ленинградского балета
Родилась Лидия Демьяновна 23 мая 1912 года. По линии отца она имела итальянские корни. В далеком 1834 году народный герой Италии Д. Гарибальди, один из руководителей вооруженной борьбы за объединение и национальную независимость своей страны, потерпел поражение в неудавшемся восстании в Генуе и вынужден был бежать из страны в Южную Америку. Остальные его сторонники, спасаясь от преследований, нашли убежище в Европе, в том числе и в России. Вот так прадед Лидии Чернышевой гарибальдиец Паоло Перио и оказался в г. Одессе, где стал плавать капитаном на торговых судах. Два его сына – Франциск и Паоло, также выбрали отцовскую профессию и, окончив одесское мореходное училище, переехали жить в г. Бердянск. Младший сын Паоло – Доменико Перио, которого бердянские друзья переименовали в Демьяна Павловича, прошел путь от матроса до капитана дальнего плавания и в Бердянске, в возрасте тридцати лет, женился на украинской девушке Марии Беспаловой, которая всю свою жизнь посвятила воспитанию детей – сына Павла и дочерей Эммы и Лидии.
С детских лет Лидии ее мать обратила внимание на то, что девочка очень восприимчива к музыке – грустные песни навевают на нее глубокую задумчивость, а иногда и слезы, а услышав веселые мелодии, она начинает подтанцовывать, стараясь при этом воспроизводить в танце содержание песен. Лида всегда откликалась на просьбы соседей по двору показать какой-нибудь танец, делая это с воодушевлением и темпераментом. Именно соседи и посоветовали родителям отдать дочь в частную хореографическую студию, которую вела бывшая балерина Петроградского Мариинского театра О. Кочмарская.
Одаренная девочка, поразившая учительницу своей музыкальностью, пластичностью и какой-то особой легкостью, успешно овладела основами классической хореографической школы в студии и одновременно на «отлично» училась в общеобразовательной семилетней школе, в которую поступила в шестилетнем возрасте.
Обучение в балетной студии сопровождалось частыми концертами учеников, и Лида, для которой педагог поставила неаполитанский танец из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, очаровывала всех непринужденностью и артистизмом.
Вместе с матерью она любила ездить в село, где жили родители Марии Петровны, и с увлечением наблюдала, как танцевала сельская молодежь на свадьбах и праздниках. Переломным в жизни стал концерт летом 1925 года, который состоялся в городском театре, и где она темпераментно и грациозно исполнила испанский танец из балета «Лебединое озеро». Друзья О. Кочмарской, артисты ленинградского балета, которые в это время отдыхали в Бердянске и присутствовали на концерте, посоветовали Лидиным родителям отдать дочь в хореографическое училище и предложили взять ее с собой в Ленинград.
Отец Лиды долго не хотел отпускать дочь из дома, но Лидины просьбы и поддержка Марии Петровны сделали свое дело, осенью она была принята в одну из экспериментальных групп прославленного Ленинградского хореографического училища. Большая комиссия, состоящая из известных артистов и педагогов во главе с профессором А. Я. Вагановой, признали и хорошую подготовку, и большие способности девочки из Бердянска.
Годы учебы в Ленинграде стали для Лиды прекрасной школой многогранного воспитания – она не только овладевала секретами хореографии, жадно вбирала в себя незабываемые театральные впечатления, но и часами простаивала перед картинами в Эрмитаже и Русском музее, знакомилась с историей, памятниками архитектуры и скульптуры прекрасного города.
Лидия часто посещала библиотеки, заинтересовано рассматривала старые издания в букинистических магазинах на Невском проспекте, где однажды нашла тоненькую, пожелтевшую от времени книжку «Теория украинского народного танца» В. Верховинца, изданную в 1919 году. Она многократно ее перечитывала, ибо встретила в ней те самые мысли и идеи про огромную силу изобразительных способов народного танца, какие так заинтересовали ее саму. Она не разлучалась с книжкой, старательно учила танцевальные движения, соединяла их в короткие композиции, напевая мелодии знакомых с детства украинских песен, и стала мечтать о создании украинского балета, основой которого должны быть народные танцы.
Донбасс предпочли столице
После окончания училища Лида получила направление на работу в Харьковский оперный театр (в то время г. Харьков был столицей Украины). Но приехав туда летом 1929 года узнала, что коллектив поехал на гастроли по Донбассу и возвратится только осенью, перед началом нового сезона.
Разочарованная и удрученная, Лида отправилась на вокзал, чтобы ехать к родителям в родной Бердянск. Поезд отправлялся вечером, и она решила побродить по улицам столицы.
Идя от вокзала широкой улицей, остановилась около здания Харьковского государственного украинского театра музыкальной комедии, зашла в театр и сразу оказалась в центре напряженной работы молодежного коллектива над постановкой оперетты Ж. Оффенбаха «Орфей в аду». То, что она там увидела, изменило ее планы, поездка в Бердянск не состоялась, и Лида начала работать в этом театре, где вскоре стала не только исполнять сольные эпизоды в спектаклях, но и помогать главному балетмейстеру в постановке танцевальных сцен. Особенно ценным для нее оказалось сотрудничество с выдающимся украинским актером Амвросием Бучмой, который стал поручать Лиде постановку характерных номеров и предсказал, что она может стать хорошим балетмейстером.
Вскоре Лида познакомилась с Алексеем Чернышевым, создавшим в г. Мариуполе новый Украинский музыкально-драматический театр имени М. Коцюбинского. Она вышла за него замуж и, хотя ей еще не исполнилось и девятнадцати лет, была назначена в этом театре хореографом-постанощиком и ведущей танцовщицей.
Театр им. М. Коцюбинского много гастролировал по городам, селам и шахтам Донбасса. Приезжал он и в Бердянск. По всему городу были расклеены афиши, где под названием каждого спектакля было написано: хореограф и солистка балета – Лидия Чернышева. С радостью и волнением выступала Лида на небольшой сцене Бердянского городского театра, где когда-то состоялся ее дебют в первом концерте детской балетной студии. И она танцевала вдохновенно и старательно, так как в зале сидели отец и мать, соседи и знакомые, школьные подруги.
Осенью 1934 года Л. Чернышева переезжает в г. Артемовск, куда муж был назначен директором музыкально-драматического театра имени Артема. Здесь Лидия Демьяновна навсегда завершает артистическую деятельность, прекращает свои успешные выступления, сосредотачивает все внимание на балетмейстерском творчестве. В это время у Чернышевых уже двое детей – старшая дочь Альбина и двухлетний сын Юрий.
Среди многочисленных хореографических работ на мотивы украинских народных песен, поставленных Л. Чернышевой, нельзя не отметить постановку «Вечорниць» на музыку нашего земляка – известного украинского композитора П. Нищинского.
1930-е – это было время, когда в стране большое внимание стало уделяться развитию народного и профессионального хореографического искусства. В Москве в феврале 1937 года был создан прославленный коллектив Государственного ансамбля народного танца СССР, который возглавил балетмейстер И. Моисеев. А в Киеве, в апреле того же года, известный украинский хореограф П. Вирский вместе с М. Болотовым развернули организацию Государственного ансамбля танца Украинской ССР. В этот ансамбль в г. Киев и были переведены в 1938 году супруги Чернышевы, однако вскоре их пригласили возглавить организацию нового молодежного коллектива – Украинского ансамбля песни и танца при Донецкой областной филармонии. С Донбассом у Чернышевых были связаны воспоминания о начале их пути в искусстве, и они оставляют столицу и переезжают в Донецк, где Алексей Семенович становится директором ансамбля, а Лидия Демьяновна – его художественным руководителем.
Украинский ансамбль песни и танца Донбасса с огромным успехом выступал в городах и селах Украины, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, в воинских частях Среднеазиатского военного округа.
Артисты украинского фронтового ансамбля песни и танца. 1942 год.
По фронтам войны
22 июня 1941 года во время выступления ансамбля в г. Самарканде стало известно о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. Концерт был остановлен, и в г. Киев была направлена телеграмма с просьбой послать коллектив ансамбля в полном составе на фронт. Сразу же по возращении ансамбля в г. Донецк из 100 артистов на фронт ушли 68 мужчин и женщин. С оставшимися Л. Чернышева, перестроив программу, уже 1-го сентября 1941 года дала свой первой концерт для бойцов, уходивших на фронт.
Вскоре было принято решение о восстановлении в довоенном составе Украинского государственного ансамбля песни и танца и передачи его в распоряжение Южного фронта. К реорганизации и укомплектованию коллектива ансамбля непосредственное отношение имел заместитель начальника политуправления Южного фронта Л. И. Брежнев. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru