27 апреля в выставочном зале "Чылтыс" открылась, наверное, самая необыкновенная выставка в Хакасии, посвященная творчеству Елены Соколовой. По крайней мере, автору этих строк ничего подобного на официальных приемах видеть не приходилось. И название у нее подходяще неземное – "Линии судьбы". Хотя нет в этом ничего удивительного. Ведь автор экспонируемых на втором этаже "шедевризмов" (такое определение им дала художница Татьяна Майер – человек поистине "космический". Каждый уголок "Чылтыса" был оформлен с любовью. Парчовые, лиловые шторы, диковинные глиняные фигуры, из которых "прорастали" ветви деревьев с колокольчиками. А еще висящие под потолком звезды, среди которых "летал" белый пегас. Всяк сюда входящий получил в подарок небольшой сувенир – изящную подвеску в виде ласточки. Эта маленькая птичка и стала символом всего праздника, символом, как выразилась сама Соколова, "весны и труда", "полета и творчества".
Открытие этого волшебного мира ознаменовалось тысячью огоньков, полетевших по потолку, стенам и силуэтам гостей, когда в "Чылтысе" затушили свет. Затем заиграла удивительно красивая музыка, под звуки которой известная ведущая Елена Евтюгова (ныне Карягина) и не менее известный режиссер Владимир Гордеев открыли феерический праздник. У микрофона появлялись гости, чтобы выразить свое искреннее восхищение перед художницей. После того, как нужные слова были услышаны, а цветы подарены, гости приближались к стоящему мольберту и наносили штрихи красками – в этом действии поучаствовала и сама Елена Соколова. К концу торжества нарисованная общими усилиями картина превратилась в маленький шедевр. Каждый – от большого до малого – "включил" свою фантазию, в итоге родилась красочная абстрактная композиция.
Какую-то детскую радость излучали не только посетители в коротеньких штанишках с распахнутыми от удивления очами, но и бывалые мастера, среди которых был известный минусинский художник Сергей Бондин. Уж его-то, казалось, трудно удивить. Ан нет! С каким-то особенным блеском в глазах художник говорил, что атмосфера на выставке действительно потрясающая. Рядом с ним с мечтательным видом сидел Василий Соколов (режиссер студенческого театра "Красный квадрат") и, наверное, очень радовался за дочь Елену. Если говорить о незаурядности натуры и силе таланта, то об этих людях действительно можно сказать: "Яблоко от яблони недалеко падает".
О том, что выставка далека от повседневной реальности, говорят уже сами названия экспонируемых работ: "Женщины-Деревья", "Конь-Весна", "Крылатые барашки", "Сиреневая галактика", "Летающие бубны", "Влюбленные баклажаны" и "Цветущее сердце" (кстати говоря, цветущее буквально – у сердца есть стебель и листья). Одна из картин иллюстрировала стихотворение Федерико Гарсиа Лорки:
"Деревья, на землю из сини небес
Пали вы стрелами грозными,
Кем же были пославшие вас исполины?
Может быть звездами?.."
Среди картин, написанных на ткани, "парят" инсталляции. Висящие в воздухе рамы, сквозь которые тянутся ветки и пролетают ласточки. Подвешенные зонтики, запутавшиеся в белых и розовых лепестках, а под ними – темно-бордовая лейка и утопающие в таких же лепестках дамские туфли.
Были и популярные "соколовские" открытки и сумки-картины. Честно говоря, даже в голову не приходило, что эти повседневные вещи могут служить еще и полотнами для художественных композиций.
Произведением искусства служил и "стол" угощений – на обтянутом лиловой парчой пианино стояли разноцветные стаканчики и газированные напитки, среди которых гости могли выбрать что-нибудь по вкусу.
В завершение выставки художница раскрыла "ШАНСУ" идейный замысел "Линий судьбы":
– Я нахожусь в таком возрасте, когда хочется оглянуться и посмотреть, а что там за путь-то был? Сейчас мне 44 года. То есть 4+4, в результате чего получается восьмерка (бесконечность). С восьмеркой по жизни у меня очень много связано. Мой день рождения 8-го 1968 года. Дочку я родила 8-го 1998-го. Вторую дочку – 28-го. Восьмерка всегда меня сопровождает, не знаю, почему. Сама я, честно говоря, довольно равнодушно отношусь ко всем этим числам и ни в какие приметы не верю. Но так сложилось, что эти восьмерки означают важные вехи в моей жизни. Вот и в этом году, наверное, что-то нужно было сделать. Нашлись люди, которые прямо заставили меня организовать эту выставку и помогали буквально во всем.
Увидеть картины и инсталляции Соколовой на одной выставке – возможность редкая и почти нереальная. Художница работает в основном на заказ, и все ее "шедевризмы" хранятся в частных коллекциях. Для того, чтобы экспонировать эти работы, их пришлось позаимствовать. Есть в числе признанных произведений искусства и совершенно новые, еще не купленные работы – это миниатюры и полуобъемные работы из зеркала и мозаики.
– Я решила поэкспериментировать, что-то новое применить, – поделилась с "ШАНСОМ" Елена Соколова. – Мир сейчас так активно развивается, мы с помощью интернета можем обмениваться опытом с другим концом земли и узнать, какие там сумасшедшие, в хорошем смысле слова, люди живут. Мне тоже захотелось попробовать этой сумасшедшинки, и на этой выставке она как-то преломилась.