На съемках фильма «Хардкор» крови пролили больше, чем у Тарантино
Оторвали руку, выльют полведра «крови» - и можно снимать.
XXI век. Военная лаборатория по созданию людей-киборгов. Сотрудница по имени Эстель собирает киборга Генри, который в прошлой жизни был влюблен в эту красавицу, а она в него. Но тут в сюжет вмешивается альбинос Акан, крадущий Эстель путем телекинеза. Киборг идет по следу похищенной, чтобы вступить в войну со злодеем. Но на этом пути Генри ждет множество опасностей и испытаний…
Эта история была придумана музыкантом Ильей Найшуллером, которому Тимур Бекмамбетов и предложил стать режиссером фильма «Хардкор». Сам он выступил как продюсер.
Начнем с того, что лидер инди-рок-группы «Biting Elbows» Илья Найшуллер уже давно мечтал заняться режиссурой. Проявился талант на съемках клипа. Ролик «Bad Motherfucker», попавший на «YouTube», моментально набрал сотни тысяч кликов. И обратил на себя внимание мэтров мирового кинематографа.
- Я не мог и подумать, что Даррен Аронофски, который снял «Черного лебедя» и «Ноя», заинтересуется нашим клипом, ведь он эстетически очень отличается от его работ, - признался Илья. - А Роберт Родригес сказал, что это лучший экшн за минувшие 10 лет!
Но первым перешел от слов к делу Тимур Бекмамбетов, прямо в соцсети предложив Илье сделать из пятиминутного клипа полнометражный фильм.
- Меня поразили свежесть идеи и манера съемки, - объяснил свою реакцию Бекмамбетов. - Как зритель я захотел увидеть полнометражный фильм, снятый в той же манере, и предложил Илье над ним поработать.
Найшуллер сначала отнесся к идее настороженно.
- Я-то всегда мечтал снимать «нормальное» кино, а «Хардкор» является, скорее, экспериментальным, - признался новоявленный режиссер. Но отказать Бекмамбетову было выше его сил.
Научно-фантастический экшн - так его охарактеризовал режиссер - снимается от первого лица на портативную камеру GoPro, а главный герой - он же оператор - ни разу не появляется в кадре.
Кстати, само слово «hardcore» с английского дословно переводится как «тяжелая основа» и ассоциируется с чем-то агрессивным и жестоким (на нашем молодежном сленге аналог - «жесть»).
Россия и Голливуд
Перед началом съемок решили, что нужно снимать такой фильм, чтобы его можно быть пустить в международный прокат. А посему среди актеров должны быть узнаваемые за рубежом лица.
- Тимур спросил у меня, кого я бы хотел видеть в своем фильме. Я ответил, что было бы здорово, если бы это был Шарлто Копли, - вспоминает Илья. - И, представляете, Тимур мне заявил: «А я его знаю. Попробуем договориться». Мы созвонились с Копли по скайпу и проговорили несколько часов. Самое удивительное: приехать в Россию к непонятному режиссеру в непонятный проект с непонятным бюджетом он согласился сразу!
Напомним: мировую известность этому голливудскому актеру принесла роль в фантастическом фильме «Район № 9». Жанр «Хардкора» оказался близок Копли, ведь он принимал участие и в таких фэнтези, как «Элизиум: Рай не на Земле» и «Малефисента».
- Признаюсь, поначалу в отношении этого фильма у меня были сомнения: это серьезный вызов и мне, и всей нашей команде, ведь «Хардкор» совершенно не похож ни на одну кинокартину, - сказал Шарлто. - Но сейчас все сомнения отпали: я уверен, что получится такая картина, ради которой зрители не поленятся прийти в кинотеатр.
Партнером зарубежной звезды - и его противником по сюжету фильма - стал наш Данила Козловский. Но в отличие от Копли который обошелся минимальным гримом, нашему актеру пришлось сильно изменить свою внешность.
- Когда на меня первый раз надели светлый парик, приложили белые брови и вставили какие-то нереальные линзы - стало понятно, что создатели отлично чувствуют образ, и я просто решил им довериться, - поведал Данила.
Линзы и правда «нереальные», потому как в разы толще обычных и выкрашены изнутри в голубоватый цвет. Офтальмолог проинструктировал Козловского, как их надевать, чтобы минимально травмировать глаза. Что ж, искусство требует жертв…
Шнур и плоскогубцы
Как объяснил Илья, ему захотелось привлечь к «Хардкору» своего коллегу-музыканта. И вот в один прекрасный день в подъезде одного из сталинских домов Москвы появился лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров. Строгий, серьезный, в черном классическом костюме - он лишь смутно догадывался, какие муки ждут его впереди.
Сергею досталась эпизодическая роль - он играет одного из охранников злодея, который встречается на пути главного героя. Илья рассказал коллеге содержание эпизода в лифте: двоих застрелят на месте, а его перед смертью будут пытать плоскогубцами.
- А мне ничего не надо говорить? Просто издавать какие-то звуки?
- Можешь просто ругаться, как умеешь, пока тебя за нос таскают, - ответил режиссер. Окинул взглядом Сергея - и добавил:
- Тебе нужны черные очки!
Очки нашли тут же на площадке - сняли с парня из съемочной команды.
Поскольку сцену снимали в лифте - пригласили лифтера, объяснили, как все должно выглядеть и попросили обеспечить техническую сторону процесса. И пустили по кругу коробку с «берушами» - чтобы от звуков выстрелов никто не оглох.
И съемка началась.
Шнуров старался на совесть: в каждом дубле задействовал на всю катушку свой матерщинный словарный запас - и, надо заметить, ни разу не повторился. И каждый раз срывал аплодисменты присутствующих.
Киборг-оператор
Самым загадочным персонажем на протяжении всей картины остается главный герой - киборг. Именно его глазами зрители увидят полную опасностей историю, столкнутся лицом к лицу со злодеями. Но самого Генри мы не увидим, разве что его ноги, которые будут прыгать по стенам и крышам, и руки, которые будут перезаряжать пистолеты, автоматы и пулеметы, хватать ножи, пилы и плоскогубцы - и убивать, убивать, убивать.
- Киборги не говорят, и у них есть на это определенные причины, но мы любые наши эмоции можем выражать при помощи рук и ног, - поделился с нами исполнитель роли Генри Андрей Дементьев. - Мы все когда-то играли в компьютерные игры «Call of Duty» и «Half Life», и в них все это именно так и выглядит. По сути, у нас та же компьютерная игра, только мы ее снимаем сами на видео. И убийства у нас оригинальные, ни на что не похожие…
Андрей - уже второй актер, который играет Генри - до него эту роль исполнял Сергей Валяев. Оба помимо того, что являются актерами, еще и профессионально занимаются паркуром (искусство экстремального преодоления различных препятствий, чаще всего в городских условиях), что позволяет обойтись без дублеров. Ведь они же не только киборги-актеры, но еще и операторы - постоянно в шлеме с закрепленной на нем портативной камерой. Кстати, именно из-за шлема Сергею пришлось покинуть проект: двухкилограммовая маска спровоцировала две межпозвоночные грыжи.
- Когда мы начинали разрабатывать идею для музыкального видео, мы решили использовать обычный спортивный шлем, в котором сделали прорези для глаз и установили камеру на уровне подбородка, - рассказала продюсер Екатерина Кононенко. - Но с таким шлемом больше ста смен не побегаешь. Для фильма мы привлекли профессионалов, которые разработали стабилизационную систему «Adventure Mask». А другие специалисты собрали шлем и скомпоновали его со стабилизатором. В результате получился уникальный шлем для трюковых сцен, обеспечивающий высококачественную запись изображения. Уже, кстати, запатентованный.
Главная интрига
Некоторые эпизоды снимаются в декорациях, построенных в павильонах, принадлежащих кинотелевизионному концерну «Главкино» - их Бекмамбетову и его «головорезам» любезно и совершенно по-дружески предоставил Федор Бондарчук.
Но многие эпизоды снимались на натуре - в исторических уголках Москвы. Сергею Валяеву, например, пришлось карабкаться по стенам знаменитой высотки на Котельнической набережной. А потом прыгать с высоты более 80 метров - причем вживую: компьютерную графику будут использовать лишь для того, чтобы убрать из кадра страховочные тросы.
- Вообще, много было сложностей. В один из дней мы перекрывали Старый Арбат, и там нам надо было снять лежащее окровавленное тело, - рассказала продюсер Екатерина Кононенко. - Если бы у нас была стандартная история с камерами, штативами со светом, - то у прохожих, я думаю, вопросов бы не возникло: кино снимают. Но когда ничего такого нет, а люди видят, что в центре города на тротуаре лежит обезглавленный труп, народ начинает нервничать, звонить «куда следует». К нам дважды приезжали из ФСБ…
В сотый съемочный день - когда в лифте убивали Шнура - все боялись, что за любимого музыканта могут вступиться его фанаты. Но обошлось.
На этом съемки в России закончились. А вся команда отправилась за новыми приключениями за океан - в Лос-Анджелес. Там будут снимать эпизоды с каким-то суперзнаменитым голливудским актером. Или актрисой.
Но кто именно это будет - держат пока в строжайшем секрете.