Наше общество, в ходе развития цивилизации, столкнулось с необходимостью социальной защиты гражданского населения. В связи с этим, за счет средств предприятий, за счет средств населения, а также за счет средств из бюджетных источников стали создаваться специальные внебюджетные фонды. Эти фонды используются для содержания престарелых, финансирования здравоохранения и образования, для оказания материальной поддержки различным категориям населения.
От экономического уровня страны, и его развития, зависит и объем средств, который государство способно выделить на те, меры, которые будут обеспечивать населению защиту социального плана. Роль основного источника финансирования для их работы выполняет совокупность доходов, которая создается трудоспособным населением, не нуждающемся в социальной защите. Трудоспособное население активно берет кредиты и этим способствует росту доходов банковских организаций, а полученные с кредитования населения проценты, подробнее о способах кредитования можно прочитать здесь, государство вновь может пустить на социальные нужды.
Средства, которые предназначены для использования на проведение мер по социальной защите, направляются прямиком в государственный бюджет, в 1991 году эти средства были выделены из бюджета, и на их основе стали создаваться целевые фонды, именно, внебюджетные. Смыслом их создания стало совершенствование финансовой политики в стране. Изначально, эти фонды, вернее их большинство, были созданы внебюджетными, причем некоторые таковыми и остаются, а есть такие, которые снова присоединились к бюджету, но по прежнему в своем назначении остаются целевыми. Таким образом, сформировалось три типа целевых фондов: государственные внебюджетные бюджетные правительственные, которые являются не только целевыми, но еще и государственными
Подобные фонды обладают некоторыми особенностями и преимуществами. У государственной власти появились дополнительные средства для управления ресурсами, в том случае, если экономика нестабильна, появилась возможность вмешиваться в хозяйственную деятельность государства.
Внебюджетные фонды классифицируются по следующим признакам: по целевому (экономические, социальные) по направлению уровня (государственные, региональные, местные)
К внебюджетным специальным фондам социального целевого назначения, в настоящее время, можно отнести такие фонды, как, пенсионный, фонды страхования: обязательного медицинского и социального, занятости (биржа труда).
Источниками финансирования фондов являются добровольные взносы населения, обязательные платежи, которые устанавливаются законодательством, прибыль от коммерческой деятельности, если фонды таковую ведут, что само по себе, вполне допустимо.
Основой, при их формировании и финансировании, является социальный налог, который обеспечивает средства для реализации гражданами своих прав в области социального обеспечения, медицинской помощи и пенсионного обеспечения.
Правительственные фонды представляют собой самостоятельную категорию, как с экономической, так и с юридической точки зрения. Эти фонды, как могут быть созданы, так и упразднены, исключительно решением правительства. Они создаются с целью финансовой поддержки, каких либо экономических программ. Финансируются за счет бюджетных ассигнований.
Внебюджетные фонды экономического назначения были созданы еще в 90-х годах. Например, фонд развития жилищной сферы, фонд развития малых форм предприятий и другие. Но в наше время, их значение стало очень незначительным, большинство из них вошли в бюджет.
Основным требованием для этого послужило обеспечение контроля со стороны государства за целевым расходованием средств, так как распыление целевых расходов может привести к использованию государственных средств с очень малой эффективностью.