Этот вопрос задают как минимум в двух случаях. Когда имеют в виду сигареты и легкие курительные наркотики. В нашем случае речь идет о мировой паутине, которую называют чуть ли не вселенским злом, отнимающим время и наше драгоценное здоровье. Не так давно китайские ученые пришли к выводу, что злоупотребление интернетом может нанести ущерб головному мозгу. Опубликованные в журнале PLoS One результаты исследований в отношении 17 подростков, страдающих синдромом интернет-зависимости, вызвали в научной среде тревогу. Медики обнаружили ряд структурных и функциональных изменений в той области мозга, которая отвечает за когнитивно-интеллектуальную способность и принятие решений. У некоторых испытуемых патология была найдена сразу в нескольких частях мозга, включая ствол, мозжечок, а также лимбическую и лобную доли. Различия в плотности серого вещества показали, что зависимость от интернета практически ничем не отличается от пристрастия к алкоголю или азартным играм. Как бы то ни было, разрушительное влияние интернета на головной мозг еще рано считать доказанным. В нашей стране интернет-зависимость официально не считается заболеванием, хотя специализированные клиники уже существуют.
А что думают об этом наши респонденты?
Мария КУРГАНОВА, психолог Центра психологического сопровождения "РОСТ":
– В наше время представить человека без интернета невозможно. Отсуствие навыков работы в мировой сети скорее – недостаток, чем достоинство, но у любого явления есть побочные эффекты – к ним можно отнести интернет-зависимость. Но не в каждом случае можно поставить этот диагноз. У любой зависимости есть ряд симптомов. Среди симптомов так называемой "интернет-зависимости" – постоянное желание проверять электронную почту, наличие сообщений в социальных сетях, новую информацию на сайте знакомств; потеря контактов с людьми за пределами интернет-пространства (когда реже звонят друзьям, не ходят в гости); неосознанное продление времени, проведенного в сети интернет; боль в глазах и суставах рук, нарушение сна и питания, чувство эйфории перед новым интернет-сеансом, ощущение подавленности и грусти без интернета. Не стоит забывать, что к любой зависимости есть предрасположенность (личностная, ситуативная). Например, психологи считают, что любая зависимость – это способ справиться с тревогой. Пожалуй, самым печальным "нарушением" от интернет-зависимости я бы назвала потерю интереса к реальной жизни и жизнь в виртуальном мире. Бояться интернет-зависимости, наверное, не стоит, а вот нормировать время, проведенное в мировой паутине, будет полезно, так как это время можно потратить на себя любимого и на своих близких.
Валера ВОФТ, редактор проекта "Афиша Хакасии":
– Это очень "личная" проблема. Сеть восполняет определенную потребность. Алкоголь и табак – отчасти тоже, но в случае с интернетом человек никому не вредит. Это личное дело каждого, как и где проводить свободное время, а если государство беспокоится за умственное Здоровье населения, пусть вернут академические часы литературе.
Николай КИРИЧЕНКО, инженер-программист компании "Сибирский процессинговый центр" ("жертва Контакта", "жертва интернета"):
– Да, интернет-зависимость я считаю достаточно распространенной проблемой нашего времени. Хуже всего, что от компьютеров, средств мобильной связи и прочих благ цивилизации с каждым днем отказаться все сложнее, поэтому все человечество разом постепенно вязнет в пучине своих же технологий. Зависимость от интернета, я думаю, – основной наркотик, действию которого прежде всего подвержено молодое поколение. Оставь ребенка без компьютера и интернета на день – и у него начнется ломка, подобная ломке наркотической. На эту проблему не принято обращать внимания, но, тем не менее, она существует. И последствия могут быть самыми неожиданными.
Александр, 25 лет, предприниматель:
– Сложно прокомментировать. Зависаю, завишу. Когда я дома вечером один, то могу зависнуть до утра. В сети я не играю. Обычно вступаю с кем-нибудь в дискуссию. Привлекает возможность общения. Хотя я говорить до утра могу только на политические темы, а на общечеловеческие не могу. Интереснее беседовать с оппонентами – противниками легализации короткоствола и сторонниками продажи пенталгина по рецептам. То, что я испытываю в момент отсутствия интернета, я не назвал бы "ломкой". Скорее появляется здоровый сон. Тогда я читаю книги в постели. Исследования ученых меня особенно не пугают. Социальные последствия все равно хуже. Что я подразумеваю, говоря о социальных последствиях? Не сделанную работу, например. Бывает, так увлекаюсь интернетом, что не сплю всю ночь, а потом хожу весь день сонный.
Дмитрий, 35 лет, копирайтер:
– Естественный отбор, выбывают слабейшие. "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок загорел за летние каникулы, выставьте комп на балкон". У меня работа связана с инетом. И в этом есть свой негатив. Я курить стал у монитора, чтоб не бегать.
Катерина, 18 лет, студентка:
– Я в шоке! Думаю, у меня нет особой интернет-зависимости. Да как-то и у подруг своих не замечала такого. Хотя в масштабах всего человечества такая тенденция, конечно, есть. Мы как раз к этому и идем. В интернете мы все больше проводим времени, зависимость в интернет-услугах у людей встречается все чаще. Жизнь виртуальная многим заменяет жизнь реальную.
Сергей, 29 лет, программист:
– Я думаю, ученым нечем заняться и они исследуют всякую ерунду. Вчера утром по телевизору слышал: "Ученые пришли к выводу, что негативные эмоции разрушают отношения". Да неужели? Я так удивлен! Это не ученые, а наукофилы. Пробема нарушения деятельности мозга не в интернет-зависимости, а в том, как использовать сеть.