15 страниц рекомендаций для Кабмина и Верховной Рады
В ближайшие два-три года экономическая ситуация в мире, как минимум, не улучшится, а может даже ухудшиться. Что касается Украины, то социальная нагрузка на бюджеты всех уровней уже критическая (хотя бедность так и не удалось побороть), на этом фоне в развитие страны и регионов практически ничего не вкладывается. Если ситуацию не менять, это чревато экономическим надрывом и серьезным коллапсом даже при относительно благоприятной мировой экономической обстановке. Страна идет к колоссальному кризису.
Что делать? Как не просто спрогнозировать ситуацию, а менять ее к лучшему? Об этом шла речь на прошедшей в Бердянске весьма представительной научно-практической конференции, посвященной бюджетной политике на 2013–2015 годы.
Глава Бюджетного комитета Верховной Рады Валерий Баранов открывает научную конференцию. Такого количества академиков в Бердянске еще не было
Деньги есть, взять их не можем
Организаторами конференции выступили Министерство финансов, Академия финансового управления Минфина, Институт региональных исследований Академии наук Украины, Академия наук высшей школы Украины, ассоциация экономистов-международников, а также еще целый ряд солидный научных центров, вузов и организаций страны. Бюджетная тема, безусловно, сложная, и в силу этого вряд ли глубоко заинтересует нашего читателя. Но не спешите переворачивать страницу. Мы не будем углубляться в дебри, а попытаемся донести самое важное понятным языком. А сказать в самом деле есть что. Тем более, хотим мы того или нет, а каждый из нас в той или иной степени зависит от экономической ситуации в государстве, от бюджета города и страны в целом. В конце концов, не лишним будет также знать, какая перспектива всех нас ожидает.
Отметим еще, что если бы не старания нашего земляка Валерия Баранова, усилиями которого проведение конференции удалось организовать не только в Запорожье, но и в Бердянске, столь солидная встреча могла пройти где-то в другом месте, а может, и вообще не состояться. «Да и ради бога, – возможно, скажет кто-то из читателей. – Городу от этого ни холодно, ни жарко». А вот и ошибаетесь. Проведение такого рода конференций – это не только шанс повлиять на политику в стране. А именно такую цель и ставили организаторы конференции. Она завершилась разработкой целого ряда предложений, которые будут переданы правительству и Верховной Раде. Но кроме того, конференция закончилась учебой представителей экономических и финансовых подразделений бердянской мэрии, а также близлежащих к нашему городу райадминистраций. Учебой не для галочки, не для повышения квалификации. А учебой потому, как привлекать в свой регион деньги. А они есть. Только по линии Евросоюза для Украины выделен не один миллиард евро. Не в виде кредитов, а виде грантов. Но один из парадоксов нашей страны состоит еще и в том, что, к удивлению европейцев, мы, при всей нашей нищете, не можем использовать эти деньги. Деньги, которые могут дать просто безвозвратно. Но об этом чуть ниже. А пока о том, как же оценивают отечественные академики, экономисты ситуацию в стране и в мире.
Собирались на свадьбу, а пришли на похороны
Академик Валерий Геец, он же директор Института экономики и прогнозирования, нарисовал достаточно пессимистическую ситуацию. По его словам, 20 лет назад, когда Украина начала движение к западным ценностям и к западной системе, мы думали, что идем на свадьбу, а пришли на похороны. Так он образно охарактеризовал ситуацию в мире и состояние той старой мировой системы, которая долго доминировала и которую у нас называют системой капиталистической. По словам академика, 65% американцев главной ценностью в жизни считают деньги. Такие подходы ведут к целому ряду отрицательных моментов. Америка и сегодня поражает нас своим богатством, своей динамикой. Но, по мнению многих ученых, американская общественная и экономическая модель сегодня находится в стадии кризиса. И этот кризис перекинулся уже на Европу. Валерий Геец считает: есть весомые основания полагать, что в ближайшие два года ситуация в мире, как минимум, не будет улучшаться, а, скорее всего, станет ухудшаться. И это не может не отражаться на Украине, а значит, и на бюджете каждой территории нашей страны, каждого города и села.
Из всех европейских стран наиболее благополучная ситуация в Германии. Даже в наше непростое время можно говорить о том, что эта страна успешно развивается. Одна из причин этого не только успехи в экономической политике, но и умелая сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное расходование средств, что стало возможным в результате серьезной и многолетней научной работы как в рамках всей Гремании, так и в пределах ее отдельных областей с учетом специфики в каждом отдельном случае. Проще говоря, немцы смогли создать эффективную систему, которая хорошо работает.
А что же Украина? А наша страна все еще в поиске. И когда этот поиск окончится, никто не может дать ответа. Это не значит, что ситуация безнадежна. Но чтобы уйти от безнадеги, чтобы двигаться вперед, надо что-то менять. А вот что – ответ на этот вопрос и стремятся дать экономисты.
Льготы и субсидии идут отнюдь не бедным
Академик Элла Либанова, она же директор Института демографии и социальных исследований, обратила внимание на ряд украинских парадоксов. Людей, в особенности пенсионеров, уже давно коробит от того, что политики все время твердят о том, что бюджет страны социально ориентирован. А коробит от того, что этой социальной ориентированности граждане на себе не чувствуют. Но парадокс ситуации как раз и состоит в том, что слова о социальной ориентированности не только государственного бюджета, а и бюджета любого города, – это чистая правда. Более того, экономисты уже бьют тревогу и говорят о том, что бюджет социально перегружен и больше грузить его невозможно. Однако при таких социальных нагрузках, когда бюджет действительно в полном смысле слова проедается и ничего не тратится на развитие, мы за 20 лет так и не смогли победить бедность в нашей стране.
70% социальных расходов в Украине ориентированы на людей преклонного возраста. Для сравнения: в Европе всего 27%. Но подавляющее большинство пенсионеров влачат жалкое существование, едва сводя концы с концами. Да что пенсионеры. Основная часть населения страны получает доход до двух тысяч грн. И только от 15 до 8% населения (по различным данным) можно отнести к обеспеченным. Причем лишь десятая часть из этих обеспеченных живет в селе. Остальные в городе. Бедность в селе достигла катастрофических масштабов.
Почему же так происходит? Почему бюджет задыхается от социальной нагрузки, а бедность победить не удается? По мнению Эллы Либановой, причин тут несколько. Главное в данном вопросе – это даже не состояние экономики. Основная беда в том, что за 20 лет независимости в Украине не удалось создать эффективную систему поддержки именно малоимущих. По мнению академика, лишь 19% жилищных субсидий идут действительно бедным слоям общества. 81% субсидий получают может и не богатые, но граждане, которых к категории бедных нельзя отнести.
В льготах та же картина. О чем говорить, если в 2010 году в Украине было больше участников войны, чем в 1990? Откуда они взялись? И как этой категории людей в Украине может быть больше, чем в России?
Больная тема – льготы на проезд. По официальным данным, ими пользуется треть населения страны. По оценке различных экспертов, стоимость этих льгот превышает 11 млрд грн, в бюджете государства на 2012 год в качестве компенсаций предусмотрено лишь полтора млрд грн. Откуда ж брать остальное, за счет чего обновлять транспортный парк и повышать качество услуг?
Вывод: в стране необходима срочная замена подходов в социальной политике. Давно уже пора переходить на адресную помощь. Это позволит оказывать социальную поддержку действительно нуждающимся, и не такую, как сегодня, а ощутимо более весомую.
Необходимы изменения и в подходах налогообложения. В США поступления в виде налогов от бедной категории населения составляют всего 2,3%, в Украине бедные слои дают почти 40%. При этом один процент самых богатых американцев платит в бюджет своей страны почти 37%, а в Украине этот же один процент самых богатых – менее 5%.
По мнению академика Либановой, если продолжать ничего не менять, то перспектива ближайших трех лет – это колоссальный кризис в стране. Социальная нагрузка на бюджет уже чрезмерна, если говорить о заработных платах, то страна уже исчерпала возможность ее увеличения, потому что не растет производительность труда. Все это говорит о том, что без реформ страна обречена.
Профессионализм и оперативность управленцев – залог развития городов и районов
Народный депутат Украины, председатель Бюджетного комитета Верховной Рады Валерий Баранов, другие выступающие подняли на конференции вопрос наполняемости местных бюджетов и необходимости капитальных вложений в развитие территорий. По данным нашего земляка, в 1998 году бюджеты местного самоуправления тратили на жилищно-коммунальное хозяйство 10% от всех своих расходов. В 2001 году эта цифра снизилась до 8%, а в 2011 она стала меньше 5%. Происходит это потому, что органы местного самоуправления вынуждены дофинансировать за счет своих доходов то, что недофинансирует государство на содержание здравоохранения, образования, культуры и спорта. Из-за этого все местные программы перечеркиваются, и городские бюджеты на сегодня представляют собой кассу по выплате заработной платы бюджетникам и оплату коммунальных услуг. В результате городское хозяйстве не то что не развивается – не удается даже приостановить его разрушение.
Доктор экономических наук Александр Затолокин, координатор программы ООН-Хабитата в Украине, президент центра муниципального менеджмента – Хабитат: «Бердянск еще в 1998 году делал то, что многие города даже сегодня еще не представляют»
Слава богу, на сегодня у руководства страны есть четкое понимание, что так продолжаться бесконечно не будет. Именно потому со следующего года введен ряд изменений. Самое главное из них – в государстве создается Фонд регионального развития. Этот фонд должен быть не менее одного процента от объема бюджета страны. На сегодня это порядка 4 млрд грн. Эти средства должны направляться на развитие территорий. Кому и в каких объемах? А вот тут уже многое будет зависеть от органов местного самоуправления, то есть непосредственно от городов и районов. До 1 мая следующего года они должны будут предоставить проекты под те или иные проблемы, которые хотят решить за счет государственных средств. Вот под эти проекты и будут выделяться деньги. А поскольку, как отметил Валерий Баранов, исходя из опыта, вряд ли даже половина территорий сможет подать такие проекты, то у тех, кто их все-таки подаст, есть шанс привлечь в родной город или район еще больше средств. Потому что одно дело поделить 4 млрд на всех, и совсем другое – на тех, кто подал проекты. Так что, кто будет действовать оперативнее и грамотнее, тот останется в выигрыше.
Но тут возникает другая проблема. Как сообщил Валерий Баранов, в среднем по Украине осваивается чуть более 60% государственных субвенций. 40 процентов возвращается государству, потому что их просто не успевают использовать. И дело не только в том, что государственные средства могут поступать только в самом конце года, когда их физически не освоишь. Такая проблема есть. Но, повторимся, дело не только в ней. Проблема в качестве самих проектов. И не только в качестве, а вообще в их отсутствии. А если они и есть, то уровень их подготовки таков, что пока они пройдут все экспертизы и согласования, времени уйдет столько, что освоить поступившие под такой вымученный проект деньги уже просто не успевают. Именно потому Валерий Баранов выступил инициатором того, чтобы один млн грн был выделен в нынешнем году Запорожской области на то, чтобы провести обучение соответствующих специалистов мэрий и районных администраций написанию проектов. И не только написанию проектов, но и умению искать средства за пределами государственного бюджета в международных фондах и программах. Первая такая учебы была приурочена к проведению конференции в Бердянске. Ее провел доктор экономических наук Александр Затолокин, координатор программы ООН-Хабитата в Украине, президент центра муниципального менеджмента – Хабитат.
«Мы хотим, чтобы в этом городе выросли и остались жить наши дети и внуки»
Не будем вдаваться в подробности и утомлять читателей объемом специфической информации. Остановимся на общих моментах, которые характеризуют ситуацию в стране. Александр Затолокин привел поразительные факты. Только по линии Евросоюза и Европейского банка реконструкции и развития для Украины выделено более двух млрд грн под реализацию различных проектов. Однако, к удивлению европейцев, эти деньги практически не используются. Специально уточним: речь идет не о кредитах, а о грантах. То есть это деньги, которые просто дают. Их не нужно возвращать, не нужно платить проценты. Единственное «но»: получить их непросто и украсть сложно. Европейцы требовательны к написанию проектов, а потом тщательно отслеживают использование выделенных средств.
То есть снова мы возвращаемся к информированности местных властей в Украине – это раз, а два – к умению писать проекты, чтобы привлекать деньги со стороны.
Александр Затолокин привел пример Броварского района под Киевом. Благодаря участию в международных проектах и программах, благодаря накопленным знаниям работниками местной администрации в этот район привлечено уже 400 млн долларов инвестиций. Там открыто и работает порядка 70 совместных предприятий. Невольный скепсис слушателей, мол, сказанул, это ж под Киевом, там и так деловая жизнь бурлит без всяких программ, Александр Затолокин сразу же парировал: «Рядом с Броварским Бориспольский район, – сказал он, – съездите туда посмотрите, ничего кроме жалоб на жизнь вы там не найдете и не услышите».
В качестве примера успешной работы с международными программами координатор программы Хабитат привел и наш Бердянск.
– Я помню, – рассказал Александр Затолокин, – как в 1998 году ко мне приехала новая, недавно победившая на выборах команда бердянских управленцев. Помню молодого мэра Валерия Баранова. И навсегда запомнил его ответ на мой вопрос: «Зачем Вам это надо? Что Вы хотите получить от участия в программе?» Он сказал: «Мы хотим, чтобы в этом городе выросли и остались жить наши дети и внуки». И я вам скажу: Бердянск начал делать уже в 1998 году то, что многие города Украины даже априори не представляют себе сегодня. Был период, когда в Бердянск ездили за опытом. Я своими глазами вижу, как изменился ваш город за прошедшие 14 лет. И я очень рад тому, что в недалеком прошлом бердянский мэр, а сегодня руководитель Бюджетного комитета Валерий Баранов хочет, чтобы и другие мэры, другие территории учились тому, что в свое время узнал Бердянск. Тем более жизнь ведь не стоит на месте. Меняется ситуация, принимаются новые законы.
В ходе прошедшего в рамках конференции обучения Александр Затолокин рассказал представителям городов и районных администраций, приехавшим в Бердянск, о том, где и как получать инфрацию о международных проектах, как работать с международными программами, как готовить свои предложения. Условно говоря, в руки слушателям был дан определенный инструментарий, который должен помочь привлекать не только государственные деньги, но и средства международных фондов. Кто как воспользуется этими «инструментами», вопрос уже другой. А учеба чиновников будет продолжаться. И не только чиновников. В июне народный депутат обещал организовать в Бердянске проведение конференции по вопросам налогообложения.
P.S. Подчеркнем: планируемая и прошедшая конференции – это не просто обмен мнениями, не просто теоретические рассуждения. Конференция по вопросам бюджетной политики на 2013–2015 годы, состоявшаяся 29 мая, завершилась принятием целого перечня рекомендаций на 15 страницах для правительства и Верховной Рады. Академики, доктора экономических наук, управленцы дали свои предложения. Что будет реализовано из них правительством, естественно, пока сложно сказать. Но все участники конференции были единодушны в одном: если ничего не менять, Украину ждет очень серьезный кризис. И этот кризис – перспектива ближайших лет. Сегодня еще можно принять меры, чтобы его избежать. Автор: Павел ИЩУК По материалам сайта http://vesvladivostok.ru