Что ждет экономику Латвии после вступления в ЕС? Будут ли для нее новые стимулы к развитию или же, наоборот, страна лишится ряда преимуществ? Экс-министр экономики Латвии Янис АБОЛТИНЬШ высказался об этом так: «Вступать стоит, но нужно знать как»
- О многом сторонники евроинтеграции умалчивают. Например, предприниматели уже сейчас сталкиваются с низкой квалификацией рабочей силы. А вступление в ЕС усугубит эту проблему, им придется играть по новым правилам, чтобы их продукция соответствовала стандартам качества Европы. Помимо этого Брюссель будет диктовать и ценовую политику. Никто не задумался, например, о судьбе Лиепайского металлокомбината. Ведь в рамках ЕС никто не позволит им удерживать сегодняшние цены. Предприятие может быть просто закрыто, могут не выдержать конкуренции и ряд других. Потребуется искать средства для их реструктуризации, переподготовки кадров и обеспечения им занятости. Налоги ЕС на энергопродукты тоже вызовут подъем цен как на их использование, так и на конечный продукт. А это может привести к обнищанию массы людей, сейчас еще сводящих концы с концами. Возникает вопрос - надо ли голосовать против вступления в ЕС? Думаю, что дискуссию следует вести не против вступления, а о том, КАК туда вступать. В ЕС принцип открытости информации стоит во главе угла всей жизни, и интеграция дает нам надежду на быстрый отказ от посткоммунистического мышления, что даст возможность привести в порядок наше хозяйство с минимальными потерями. Для этого нужно техническое выполнение ряда управленческих функций передать в руки частных фирм, оставив в ведении государства лишь разработку стандартов донесения до потребителей тех или иных услуг. И это не фантастика, такой опыт проверен в мировой практике. Но мы об этом мало что знаем. По-моему, мы живем не столь в посткоммунистическом пространстве, сколь в посткоммунистическом информационном поле, которое не позволяет нам эффективно хозяйствовать.
Зная, как в Германии справляются с одной из наиболее острых проблем - жилищной - и стимулируют там строительный бизнес, вполне можно их модель применить и у нас. Там выплачивают ежемесячные пособия по содержанию жилья более 800 000 человек. Собственник его знает - наниматель с помощью государства сможет оплатить квартиру. И спокойно отправляется в банк, берет кредит и строит новое, которое затем сдает в аренду, возвращая взятые деньги. То есть при желании можно найти рычаги, активизирующие экономику и защищающие капиталовложения и людей. У нас же нынешнее положение в этой области не только ввергает стоящих в очередях за жильем людей в безнадежность, но и создает условия для роста коррупции и тормозит бизнес.
Защитой местных производителей на первых порах жизни в ЕС могут стать госзаказы. Их нужно распределить еще до вступления Латвии в ЕС, чтобы, получив контракт, предприниматель мог взять под него кредит и развить свое производство. У нас нынче сложилась парадоксальная ситуация - у предпринимателей нет денег на развитие бизнеса, а в банках их полно, но никто не идет за ними - отсутствуют долгосрочные бизнес-гарантии…
С другой стороны, в Латвии уже сейчас весьма стабильные гарантии собственности. Поэтому предприниматели с русским капиталом работают на российский рынок. Почему? Отвечают, когда в России уровень защиты капиталовложений улучшится, то вообще переведут Бизнес туда.
Но не только местный капитал интегрируется в Россию и страны постсоветского пространства. Начинается и обратный процесс. И не стоит видеть в этом лишь способ отмывки денег. Если предприниматели этих стран увидели гарантии сохранения собственности, такая интеграция вполне оправдана. Но многие наши политики, к сожалению, видят в интеграции на Восток зло для Латвии, предпочитая смотреть лишь на Запад…
Давайте работать вместе!
Во многом согласен с г-ном Аболтиньшем Владимир ЛЕБЕДЕВ, заместитель заведующего департаментом международных связей правительства Москвы. Он предлагает ряд проектов, которые при вступлении в ЕС могут принести Латвии немалые выгоды:
- Те, кто считает, что ряд отраслей и направлений хозяйственной деятельности в Латвии станут нерентабельными после вступления в ЕС, абсолютно правы. В большой Европе то, что хорошо для отдельной маленькой страны, окажется невыгодным. Встает вопрос: как уменьшить негативные последствия этого? Может, стоит более тесно сотрудничать не только с Западом, но и с нами? Нас, партнеров с Востока, очень интересуют те направления бизнеса, которые после 2005 года будут работать по-прежнему. Мы вполне можем инвестировать средства в некоторые из них. Москва имеет уже в этом определенный положительный опыт. Но есть одно препятствие. Латвийские бизнесмены часто исходят из тезиса, что за заинтересованность российского бизнеса в сотрудничестве с Латвией и бороться-то не надо - она Богом дана и воспринимают ее как нечто само собой разумеющееся. Они заблуждаются. Пример неверной оценки фактов - то, что происходит с транзитом нефти через Вентспилс. Россия может и не пользоваться услугами Латвии, развивая сотрудничество с другими странами. Те партнеры, которые хотели бы с нами работать, должны проявлять больше инициативы. И Латвии стоит концентрироваться не на сиюминутных или завтрашних последствиях вступления в ЕС, а на том, что произойдет послезавтра и далее. Ведь есть масса возможностей поиска форм долгосрочного сотрудничества с Россией и Москвой в частности.
Например, на основах развития Рижского порта и всей сети транспортных систем, с ним связанных. Ведь через ваш порт лежит самый близкий путь до весьма емкого московского рынка, а это сулит весьма конкретные и стабильные прибыли.
Очень перспективно и наше сотрудничество с Рижским вагоностроительным заводом. В ходе его идет модернизация крупного предприятия, создание новых рабочих мест для жителей Латвии. На РВЗ сообща мы сможем создать «трамвай XXI века», отвечающий всем стандартам ЕС. Уверен, не только Москве и Риге он понадобится, позволив обновить их трамвайные парки относительно недорогой современной машиной, но найдет сбыт и в странах Европы.
Мы предлагаем и еще один проект промышленного сотрудничества - сборки на базе Елгавского автозавода ЗИЛовских малотоннажных грузовичков «Бычок» и белорусских двигателей нового поколения, сделанных по стандартам «Евро-3» - принципиально новой машины. Она будет в три раза дешевле европейских аналогов и, следовательно, весьма конкурентоспособна на тамошнем рынке.