В апрельском номере нашей газеты была опубликована статья Николая Аркадьева «Развод по доверенности». В ней рассказывалось о том, как мошенники захватывают чужое жилье при помощи нотариально заверенного документа «Доверенность на продажу квартиры». Это была первая статья из серии «Как избежать нападения квартирных рейдеров». Сегодня мы продолжаем исследование темы квартирных мошенничеств. В новой статье автор знакомит читателей «Города» с результатами своего журналистского расследования, посвященного партнерским отношениям между квартирными мошенниками и «черными нотариусами».
Как только недвижимость стала товаром, то сразу же появились так называемые «черные риэлторы » или «черные маклеры», – особая группа мошенников, для которых криминальный или полукриминальный захват чужого жилья стал профессией. Но следует иметь в виду, что если ваше жилье стало объектом рейдерской атаки со стороны квартирных мошенников, то в 99 случаях из 100 это означает, что вы сами совершили некую «ключевую ошибку» и спровоцировали рейдеров на нападение.
Количество таких «ключевых ошибок» сравнительно невелико. И если о них знать, то риск стать жертвой рейдерской атаки снижается многократно. Предупрежден – значит вооружен. В первой статье цикла автор рассказывал о таком приеме черных маклеров как «Развод по доверенности». Сегодня вашему вниманию предлагается вторая статья из этой серии:
«Черные нотариусы»
Чаще всего жертвами мошенников становятся люди престарелого возраста. И дело даже не в том, что ветераны плохо разбираются в юриди- ческих тонкостях процесса (в этих тонкостях разбираются лишь юристы-профессионалы да черные маклеры), просто наши воспитанные социализмом старички излишне доверчивы. У них даже в голове не укладывается, что обмануть могут не только на базаре, но даже в таких серьезных организациях как суд, милиция, исполком или нотариальная контора. А ведь обманывают. Еще как обманывают! К сожалению, в нашей коррумпированной стране нотариат оказался очень тесно связанным с бизнесом черных риэлторов. Среди всех квартирно-рейдерских афер большая часть связана с фигурой нотариуса. Точнее – «черного нотариуса». Это отдельная категория беспринципных прохвостов. И я специально хочу отделить их от порядочных нотариусов.
Вот одна из стандартных схем «нотариального развода»: продавец и покупатель пришли к нотариусу оформлять сделку по продаже квартиры. При расчете выясняется, что у покупателя с собой только половина суммы. Вторую половину покупатель клянется принести завтра. Тогда «заряженный» нотариус предлагает: «Давайте мы все же оформим сделку сегодня, и все документы по сделке я положу в сейф. А завтра, когда покупатель принесет остаток суммы, я выну документы из сейфа и отдам их вам». Как правило, продавец соглашается (а как можно не поверить НОТАРИУСУ ?). В тот же вечер продавцу звонит покупатель и сообщает ему, что сумма сделки – по его мнению – слишком высокая, и поэтому остаток суммы он (покупатель) выплачивать не будет. Ошарашенный продавец срочно бежит к нотариусу расторгать сделку, но нотариус искусно играет изумление: «К-а-а-к? Не может быть! Ваш покупатель был у меня, сказал, что все решено, и что остаток суммы Вы уже получили. Я только что отдал ему все документы! Неужели он меня обманул? Какой ужас!!!» На самом деле покупатель и нотариус примитивно «развели» продавца. Развели на полквартиры. И ничего уже не докажешь, потому что документальных подтверждений аферы нет.
Другой классический вариант. Человек хочет взять деньги взаймы у частного лица под залог квартиры. Хочу, кстати, сразу предупредить, что почти все объявления в прессе типа: «Выдам кредит под залог недвижимого имущества» – это ловушки «черных маклеров». Лучше не связывайтесь. Потеряете жилье. На схему псевдозалога опять-таки ловятся чаще всего старички, особенно те, кто плохо понимает государственный язык. Мошенники приводят жертву к «прикормленному» нотариусу и там составляют договор. Жертва наивно думает, что подписывает договор залога под кредит, но на самом деле «черный нотариус» составляет договор купли-продажи квартиры. На украинском языке, который жертва понимает плохо. Для того чтобы все прошло гладко, дедулю серией психологических приемов предварительно «сбивают с панталыку». Например, искусственно создают цейтнот по времени. (Срочно! Подписывай! Если ты не подпишешь сегодня, то завтра я уезжаю в Москву и сделка сорвется.) Или формируют у жертвы комплекс вины (люди ради тебя все бросили, пошли тебе навстречу, а ты нам голову морочишь). Не редкость, когда жертву «угощают» чаем или кофе с наркотико-содержащими препаратами. В результате, когда старичок получает на руки деньги (якобы сумму взятого кредита), то на самом деле – это та сумма, за которую мошенники реально, в соответствии с нотариально заверенным договором, выкупили квартиру своей жертвы (как правило, это 15-20% от рыночной стоимости квартиры). Зачастую, обманутый дедуля еще честно выплачивает мошенникам сумму «якобы кредита» и проценты к нему, а в это время его квартира уже дважды перепродана. Существует и множество других схем обмана с привлечением нотариуса.
Пример из реальной жизни
В Бердянске уже достаточно хорошо знают об истории, когда уголовник Виталий Каргиев продал приехавшей из Чернобыльской зоны Наталье Черданцевой (под видом квартиры) душевую кабинку площадью 1,9 квадратных метра на четвертом этаже в общежитии по улица Пионерская, 59. По данной афере было возбуждено уголовное дело, и судом первой инстанции Виталий Каргиев был признан виновным. В рамках журналистского расследования было бы интересно проанализировать участие нотариуса Виталия Р. в этой афере уголовника Каргиева.
Третьего апреля 2008 года Каргиев привез Черданцеву к нотариусу Виталию Р. для заключения договора купли-продажи одной из квартир своего общежития. Вернее, это Черданцева думала, что заключает договор купли – продажи. Однако, на самом деле нотариус оформил и зарегистрировал в реестре нотариальных действий другой документ (цитирую заголовок): «Попередній договір (з наміром укласти договір купівлі-продажу квартири)». Разница между «договором» и «предварительным договором» принципиальная. «Договор купли-продажи» является правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности гражданина на жилье, а «предварительный договор» – это «филькина грамота», юридическая сила которой равна нулю. Но такие специфические тонкости могут различать лишь юристы-профессионалы. Позднее, на суде, куда нотариус был вызван в качестве свидетеля, он пояснял, что в рамках предварительного договора устанавливается лишь дееспособность участников будущей сделки и их обоюдное согласие. А все нюансы сделки (соответствие объекта недвижимости документам БТИ, соответствие данным реестра прав собственности, отсутствие ареста и т. д.) при оформлении предварительного договора не проверяются. Возможно, что и так. Однако, обратите внимание на пункт 3.2 предварительного договора. Здесь нотариус Виталий Р. пишет (цитата): «…Сторона 2 передає аванс за відчужувану у майбутньому квартиру в розмірі 78 0.00 (сімдесят вісім тисяч) гривень та решту вартості квартири протягом дії попереднього договору…». Иными словами, на основании пункта 3.2 пресловутого предварительного договора Черданцева должна выплатить Каргиеву полную стоимость этой якобы квартиры, причем большую часть суммы (78 000 гривен) она выплачивает в присутствии нотариуса при подписании данной «филькиной грамоты». То есть получилось, что со стороны Каргиева подписание данного докумнета обозначало не что иное, как подписание просто декларации, а вот Черданцева под эту декларацию отдала вполне реальные деньги. Конечно, в соответствии с требованиями Закона Украины «О нотариате» нотариус был обязан предварительно объяснить Черданцевой все юридические последствия нотариального действия. Но, по ее словам, сказанным в суде, должных разъяснений сделано не было, и она искренне полагала, что оформляется правоустанавливающий документ на квартиру.
На суде Черданцева прямо сказала нотариусу: «Вы помогли Каргиеву меня обмануть, а я еще заплатила Вам за это семьсот гривен». Сама Наталья Черданцева, узнав что ее «развели», подавала заявление в прокуратуру с требованием привлечь нотариуса к уголовной ответственности, но правоохранители отказали в возбуждении дела с формулировкой «за отсутствием состава преступления». «Попередній договір» заключался ведь по обоюдному согласию. И, повторимся, данный вид документа не требовал от нотариуса проверить все документы по квартире. Если бы это было сделано, сразу стало бы ясно, что Каргиев впарил женщине не квартиру, а душевую кабинку под инвентарным номером 405. Подчеркнем: не душевую комнату, а душевую кабинку в душевой комнате, одну из четырех, площадью менее двух квадратов. Кстати, именно потому, что предварительный договор – это лишь декларация, а не правоустанавливающий документ, Черданцева фактически не получила даже прав на душевую кабинку. Она не стала ее собственностью, и женшщина живет там сейчас только по определению суда до тех пор, пока Каргиев не вернет все взятые у нее деньги.
Конечно, можно предположить, что нотариуса тоже обманули, и он не знал, что участвует в мошеннической афере. Однако есть сведения, что господа Каргиев и Виталий Р. неоднократно партнерствовали при сделках с недвижимостью. Например, точно по такой же схеме, используя предварительный договор, Виталий Каргиев продал душевую комнату на третьем этаже своего общежития семье Ольги Будник. И нотариально заверял этот предварительный договор все тот же нотариус Виталий Р. Неужели его все время обманывали?..
Ключевая ошибка
Какие выводы? Ключевая ошибка в данном случае – это доверие к нотариусу. Дорогие мои, мы живем не в Европе, а в продажной и нищей Украине. Когда речь идет о приличных деньгах, то здесь доверять нельзя никому. Особенно нотариусу. Конечно, многие вопросы решить без нотариального оформления просто невозможно. Но не спешите соглашаться на того нотариуса, которого вам навязывают партнеры по сделке. Наведите справки. Бердянск город маленький, и если начнете узнавать, то очень скоро выясните « кто есть кто» в городском нотариате. При посещении нотариуса, особенно при оформлении сделок по земле и недвижимости, вы должны ощущать себя, как солдат на вражеском минном поле. Максимальное внимание и не верить никому! Лучше приходите с юристом, которому вы доверяете, и пусть он тщательно проверит каждый пункт договора. Если нотариус собирается оформлять честную сделку, то он никогда не будет возражать против присутствия юриста одной из сторон. Но если нотариус начинает требовать, чтобы «посторонние покинули кабинет» и демонстрировать свое раздражение, то это означает, что готовится «развод», и на роль жертвы предназначены именно вы. Лучшее, что можно сделать в этой ситуации – немедленно покинуть кабинет нотариуса, не подписав ни одного документа. Конечно, здесь возможен вариант, когда разъяренные рейдеры «начистят Вам лицо» сразу за порогом нотариальной конторы (бывало и такое), но, как говориться, лучше с синяком под глазом, чем без крыши над головой. Автор: Николай Аркадьев По материалам сайта http://vesvladivostok.ru