В 2008 году в результате реформирования электроэнергетики было ликвидировано РАО «ЕЭС России» и была сформирована новая структура управления. По идеологии А. Чубайса, целями реформирования являлись создание конкурентной среды в электроэнергетике, привлечение частных инвестиций в развитие, снижение затрат по всем стадиям технологического цикла, обеспечение энергетической безопасности, снижение тарифов.
Государство формально сохраняет контроль над ГЭС, АЭС, линиями электропередачи и диспетчерской службой. Генерация (производство) электроэнергии и многие другие сферы электроэнергетики находятся в руках частных компаний.
В Тверской области ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 входят в состав ТГК-2 (г. Ярославль), Конаковская ГРЭС находится в составе ОГК-5, Тверьэнерго входит в состав МРСК Центра (г. Москва). Тверские предприятия потеряли статус юридического лица и не имеют финансово-хозяйственной самостоятельности. Кроме того, на их базе создано множество самостоятельных частных организаций. Так, из Тверьэнерго выделялись ремонтные организации, за гроши продана автобаза, созданы ОАО «Тверская энергосбытовая компания», самостоятельное диспетчерское управление (РДУ), организация «Энергобаланс» (г. Москва) с функцией учета электроэнергии, на аутсорсинг (внешнее управление) выведены в организацию «КорСсис» (г. Белгород) такие важные функции, как финансы, бухгалтерия, связь, кадры, информационное обеспечение, непонятно каким образом в частные руки попал и бывший Центр подготовки персонала Тверьэнерго.
Помимо этих организаций в Тверской области в сфере электроэнергетики действует и множество мелких вновь созданных частных сетевых, энергосбытовых, ремонтных предприятий и других организаций, действующих в сфере электроэнергетики.
Управление электроэнергетикой оказалось разорванным при едином технологическом процессе — производство, передача, распределение, потребление электроэнергии.
В конечном счете за электроснабжение никто не отвечает, а каждая организация имеет единственную цель — получение прибыли любой ценой и изобретает никому ненужные услуги для получения дополнительного дохода.
По словам главы Минэнерго Сергея Шматко, в результате реформы административные и управленческие издержки в отрасли выросли почти в 10 раз. Управленцы в энергокомпаниях создают друг другу работу и стремятся множить подчиненных, чтобы показать свою необходимость.
Субъекты электроэнергетики не находят между собой общего языка. Тверьэнерго и Тверская энергосбытовая компания, например, до сих пор не могут урегулировать спор о задолженности в 2 млрд. рублей, не могут разобраться, кто несет ответственность за потери электроэнергии при ее поставке потребителям.
В последнее время регулярными стали конфликты, в том числе и в Тверской области, между энергетиками (все чаще прибегающими к отключениям потребителей за неплатежи) и предприятиями других отраслей. Все это является отражением нарастания нестабильности работы электроэнергетики.
В июне энергокомпании представили годовым собраниям акционеров годовые отчеты за 2008 год. Остановимся на некоторых показателях работы энергокомпаний, действующих в Тверской области.
Тепловые электростанции Твери, являющиеся основным поставщиком тепла в Твери, принадлежат ТГК-2, и от их работы зависит устойчивость теплоснабжения города. Производство тепловой энергии тверскими электростанциями ежегодно уменьшается. В 2006 году было выработано 4019 тыс. Гкал, в 2007-м — 3871тыс. Гкал, а в 2008 году — только 3574 тыс. Гкал. В то же самое время выручка от продаж тепловой энергии ТГК-2 растет, и в 2008 году по отношению к 2007 году она составила 139,3%. Непропорционально растут и затраты, в 2008 году они к 2007 году составили 146%, в том числе прочие затраты 226%. Рост затрат привел к убыткам — по ТГК-2 он составил 3521772 тыс. рублей. При этом задолженность ОАО «ТКС» за тепловую энергию равна 423140 тыс.рублей. Чистая прибыль ОАО «ТГК-2» в I квартале 2009 года выросла в 3,4 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года и достигла 1,343 млрд. рублей.
Технико-экономические показатели работы тверских ТЭЦ ухудшаются, в 2008 году удельный расход топлива на выработку электроэнергии по сравнению с 2006 годом увеличился на 3,5% и был равен 326,2 г/кВт-ч.
Стратегия развития тверских ТЭЦ отсутствует. В 2006 году ТГК-2 было принято решение о расширении ТЭЦ -3 путем строительства парогазовой установки ПГУ-210 с газовыми турбинами. Целью расширения ТЭЦ-3 было увеличение выработки электрической энергии и продажа ее на оптовый рынок. Такой необходимости для электроснабжения Тверской области не было, так как генерирующих мощностей в области вполне достаточно. В то же время есть необходимость реконструкции ТЭЦ-1 и ТЭЦ-4 для замены устаревшего оборудования. Для ТЭЦ-1 ранее было куплено оборудование, которое оказалось невостребованным и уже длительное время лежит на складе. В настоящее время расширение ТЭЦ-3 свернуто, купленное оборудование лежит невостребованным и не может быть продано по техническим параметрам. Более того, оборудование продолжает поступать, и оно оплачивается, так как договоры заключены. Незавершенное строительство по ТЭЦ-3 составляет на 1января 2009 года 52027 тыс. рублей.
Членам совета директоров ТГК-2 в течение 2008 года выплачивались вознаграждения и компенсации в соответствии с Положением о выплате членам совета директоров ОАО «ТГК-2» вознаграждений и компенсаций. Общая сумма вознаграждения в 2008 году составила 7451833,77 рублей, или в среднем более 677 тыс. рублей на человека в месяц. Надо заметить, что некоторые лица занимают должности совета директоров во многих компаниях (до десяти компаний).
Общая сумма вознаграждения, выплаченная членам правления общества помимо основной зарплаты (в том числе генеральному директору как председателю правления), в 2008 году составила 1112807,38 рублей, или 160 тыс. рублей на каждого.
Всего же сумма вознаграждений основному управленческому персоналу (члены совета директоров и правления) по ТГК-2 за 2008 года составила 137830 тыс. рублей, средний доход на одного топ-менеджера в год — 8,6 млн. рублей, или 538 тыс. рублей в месяц. Кроме того, они получают заемы, и их задолженность по займам ТГК-2 на 1 января 2009 года составила 5064 тыс. рублей.
МРСК Центра в лице филиала Тверьэнерго на территории Тверской области является основной сетевой компанией. Износ основных фондов сетевого хозяйства Тверьэнерго в 2008 году составил более 75%, надежность электроснабжения в сравнении с 2006 годом снизилась втрое. Тариф на передачу электрической энергии возрос относительно 2006 года на 34,7%.
В то же время выручка от основной деятельности МРСК Центра в 2008 году возросла к уровню 2007 года на 13,5%, к уровню 2006-го — на 68,3%. Себестоимость передачи возросла в 2008 году соответственно на 36,4 и 62,7%.
Вознаграждение членам совета директоров МРСК Центра составило за 2008 год 3,5 млн. рублей на одиннадцать человек. Членам правления дополнительное, кроме основного, ежемесячное вознаграждение 15830 руб.
Чистая прибыль ОАО «МРСК Центра» в I квартале 2009 года составила 1,3 млрд. рублей, что значительно выше консолидированной чистой прибыли в I квартале 2008 года (165 млн. рублей).
ОАО «Тверская энергосбытовая компания» является в Тверской области для потребителей основным поставщиком электрической энергии.
Выручка от продажи электроэнергии потребителям в 2008 году составила порядка 10 млрд. рублей, а стоимость полученной для реализации электроэнергии 6 млрд. рублей. Таким образом, доход равен 4 млрд. Коммерческие расходы ОАО «ТЭСК» на реализацию составили 3,7 млрд. рублей, прочие операционные расходы 0,5 млрд. рублей. Сбытовая надбавка ОАО «Тверская энергосбытовая компания» за реализацию электроэнергии установлена РЭК в размере 45,60 руб/МВт-ч без учета налога на добавленную стоимость. Численность персонала ОАО «Тверская энергосбытовая компания» в 2008 году увеличилась на 25% и составила 412 человек, количество руководителей в компании возросло на 22%. Дебиторская задолженность за поставленную электроэнергию в 2008 году составила 745808 тыс. рублей, ее рост 339926 тыс. рублей, или 45,6% к уровню 2007 года.
Государством в качестве основного механизма привлечения инвестиций в электроэнергетическую отрасль была выбрана продажа акций электрогенерирующих компаний частным инвесторам. В отрасль удалось привлечь 448,1 млрд. рублей. Стоимость акций компаний электроэнергетики вопреки заявлениям А. Чубайса в 2008 году снизилась в среднем примерно на 70 %.
Однако инвестиционный ресурс используется крайне неэффективно или вообще не используется на предназначенные цели.
По состоянию на 1 января 2009 года из 25 предприятий — владельцев генерирующего оборудования договоры о предоставлении мощности на оптовый рынок электроэнергии юридически оформлены только с двумя предприятиями. Это произошло по причине отсутствия у значительного количества генерирующих компаний юридически оформленных и законодательно подтвержденных обязательств по строительству новых энергетических мощностей и использованию на эти цели денежных средств, полученных от продажи акций дополнительных эмиссий.
Минэнерго России и ОАО «Системный оператор ЕЭС», уполномоченные на осуществление функций по контролю за реализацией инвестиционных программ в электроэнергетике, не имеют реальных рычагов управления данным процессом из-за отсутствия предусмотренных законодательством подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих эту деятельность и определяющих обязательства субъектов электроэнергетики, а также мер воздействия в случае их невыполнения.
В ходе реформирования РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс неоднократно заявлял, что приход инвесторов в российские генерирующие компании обеспечит развитие электроэнергетики России. Стратегической целью реформы был объявлен рост генерации, который бы опережал динамику потребления электроэнергии в стране.
Инвестпрограммы до 2011 года общим объемом 3,1 трлн. рублей были приняты за несколько месяцев до реформирования РАО «ЕЭС» и достались по наследству новым собственникам генерирующих компаний, в том числе и иностранным.
Финансовый кризис, а скорее всего, не только он, изменил планы инвесторов как отечественных, так и иностранных относительно инвестиций.
В феврале этого года замминистра энергетики Вячеслав Синюгин на совещании пресс-служб генерирующих компаний заявил, что в ближайшие пять лет новых мощностей может быть введено в два-три раза меньше, чем это предусмотрено генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 года.
Так, немецкий концерн RWE, который должен был главенствовать в альянсе с российской компанией «Синтез» (через контролируемую ею «Корес Инвест») в покупке ТГК-2, в последний момент вышел из проекта, оставив российского партнера с обязательной офертой миноритариям на 15 млрд. рублей и инвестпрограммой, один лишь первый этап которой стоит 40 млрд. рублей.
«Сегодня существует очень много разговоров по поводу того, что нужно сокращать инвестиционные программы в электроэнергетике, замораживать проекты, тарифы. Однако нужно понимать, что очень легко в этот момент сломать логику реформирования электроэнергетической отрасли и окончательно усугубить то недоверие, которое в рамках кризиса сегодня возникло среди участников рынка», — говорит глава Минэнерго РФ Сергей Шматко.
Руководители генерирующих компаний уже заявили, что в данной ситуации они смогут профинансировать примерно 25% запланированного ввода генерирующих мощностей и надеются, что государство бросит им финансовый спасательный круг, и обратились по этому вопросу в Правительство.
В Тверской области развитие и реконструкция электростанций в обозримом будущем не ожидается, несмотря на то что оборудование и сооружения ТЭЦ морально и физически изношено. Износ электрических сетей Тверской области увеличивается. Руководство МРСК видит решение проблемы строительства и реконструкции сетей в основном за счет инвестиционной составляющей в тарифах на электроэнергию, т.е. на потребителей ложится дополнительная финансовая нагрузка. Однако составленный Тверьэнерго и согласованный администрацией области перспективный инвестиционный план развития электрических сетей не имеет должного технико-экономического обоснования и увязки с социально — экономическим развитием области.
Высший менеджмент энергетических компаний видит решение проблем в кадровых перестановках. В 2009 году сменились руководители в филиале ОАО «МРСК Центра» — Тверьэнерго, в филиале ТГК-2 «Тверские электростанции», за последние годы четыре раза менялось руководство в ОАО «Тверская энергосбытовая компания», почти каждый год обновляются финансовые руководители в Тверьэнерго. Такая же чехарда в головных компаниях. Часто используется выражение одного политического руководителя: «Кадры решают все». Однако подлинное выражение другое: «Кадры, овладевшие техникой, решают все». Как говорится, чувствуете разницу? Беда электроэнергетики и в низкой компетентности (профессиональной, социальной, интеллектуальной, этической) кадрового состава. Нет должной системы подготовки, переподготовки и продвижения работников по служебной лестнице. Если раньше для того, чтобы занять даже рядовую должность в системе управления, специалист должен был проработать на производстве, как правило, не менее пяти лет, то теперь в управлении работают люди, не проработавшие на производстве ни одного года и даже не имеющие профильной специальности.
В компаниях электроэнергетики имеются многочисленные факты злоупотреблений служебным положением топ-менеджеров и руководителей более низкого звена.
Например, по данным СМИ, арестован бывший генеральный директор ОАО «Пятая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (ОГК-5) Анатолий Бушин, который был назначен в 2004 году по решению руководителя РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса генеральным директором, а до этого работал первым руководителем Конаковской ГРЭС. Его подозревают в махинациях с тарифами на электроэнергию, в результате которых было похищено 400 млн. рублей, а потребители получали электричество по завышенным ценам.
Конаковская ГРЭС в бытность А. Бушина первым руководителем заключала с фирмой «РОСпоставка» контракты на оборудование, некоторые из которых вызывали серьезные нарекания. В отношении поставок электроэнергии «РОСпоставка» просто являлась посредником между ГРЭС и приобретателями электроэнергии.
Кстати отметим, что фирма «РОСпоставка» в 2008 году выполняла работы по ремонту турбин и котлов в ГУ «ТГК-2» по Тверской области. Как правило, тендеры на ремонтные работы «выигрывают» различные московские фирмы и фирмочки, а затем ищут на местах субподрядные организации и стригут с этого проценты. Часто ремонтные работы выполняет неквалифицированный персонал, и результаты такого ремонта соответствующие.
Такая ситуация в электроэнергетике неминуемо приведет к печальным последствиям. Тезис «политика есть концентрированное выражение экономики» никто не отменял. В электроэнергетике в один клубок завязалось множество проблем. Эти проблемы можно решить только политическим путем органами власти всех уровней.
Целью должно быть создание дееспособной структуры управления электроэнергетикой, позволяющей проводить эффективную политику в эксплуатации и развитии.