О Юрии Шаркове из поколения шестидесятников, обладателе Креста Михаила Тверского и польского Золотого креста Ордена Заслуги, невозможно писать однотонными красками. В нем густо намешано разнообразных талантов и страстей. Он способен на лету подхватить не принадлежащую ему яркую идею, превознести до немыслимых высот, снять с нее сливки, а потом не задумываясь предать забвенью. И Шаркову это прощается, потому что без его энергичного вмешательства ничего толкового и значительного из кипения-бурления зачастую не получается. Так, к примеру, произошло с неформальной группой «Возвращение», которую организовал инженер-конструктор Александр Балин, через полгода ушедший в тень. И с польским вопросом, о котором первыми заговорили старожилы Осташкова, а практическими поисками захоронения занялись мемориальцы М.М. Фрайденберг, А.А. Луговкин и С.В. Глушков.
ДОСЬЕ ВТ.
ШАРКОВ Юрий Алексеевич родился 2 ноября 1941 года «досрочно» в результате бомбежки, под которую попала его мать, будущая директор школы-семилетки. Авторитет у пацанвы родного села Дмитровского Медновского района зарабатывал участием в шалостях и превосходным знанием художественной литературы. В выпускном классе девушки, обливаясь слезами, писали ему в альбом, что Юрочка напоминает образ Базарова и что Юрашек - отзывчивый товарищ и «политический комиссар». Юноша из села Дмитровское поступил на естественно-географический факультет Калининского пединститута, на первом же курсе попав в дом на Первомайской набережной. В студенчестве - комсорг группы, организатор десантов однокурсников на поля и в известковые карьеры Молдавии, смели Казахстана. На распределении выбор был небольшой: Магадан - или дело, заведенное 5-м отделом УКГБ по борьбе с инакомыслящими. Юрий выбрал учительскую стезю в Магаданской области. Вернувшись, преподавал в КГПИ, Суворовском училище, госуниверситете. Он автор 20 научных работ и соавтор словника к неудачному энциклопедическому справочнику «Тверская область». В 1990 - 1993 годах - депутат облсовета, в 1992 - 1994 годах - зампред областного комитета по делам культуры. В 1994 - 1999 годах - начальник издательского отдела АНТЭКа, затем - директор издательства ЗАО «Литера-М».
УЧЕНЫЙ-АНТИГЛОБАЛИСТ
С 1969 года работает в КГПИ, далее - в ТвГУ. Руководил десятками учебных экспедиций.
Первым в областной печати Шарков застолбил тему ценности тверских ландшафтов. И уже четверть века пишет о «нерациональном и неполном использовании парков усадебных комплексов», способных, на его взгляд, привлечь «широкий поток рекреантов». В конце 80-х - начале 90-х он вместе с Александром Ткаченко и Евгением Ковалевым участвовал в разработке гипотезы территориальной организации области, подтверждаемой ныне жизнью.
Благом считают чиновники и бизнесмены близость столиц к Твери. Шарков же - антиглобалист областного масштаба: «Пресловуто-восторженная близость к Москве оборачивается запустением, гибелью целых структур хозяйственного комплекса, предприятий, поселений». И программы возрождения тверского льноводства он называет «мнимыми интересами», обосновывая свое мнение нехваткой рабочей силы, забытыми трудовыми навыками, политикой заниженных цен на лен и отсутствием полноценного производства тканей.
В перестроечные годы Юрий Шарков стал известен постановкой топонимических проблем. В 1990 году был соавтором первой «сборки» географов, путешественников и исследователей Тверского края, в которую попали биографии 28 человек. И именно он в мае 1991 года был в числе основных организаторов в стенах ТвГУ Всесоюзной конференции, посвященной возвращению Твери ее исконного имени. А с 2001 года Шарков - один из организаторов региональных Каргинских чтений.
НЕФОРМАЛ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ
В 1988 году Юрий Шарков стал одним из лидеров инициативной группы «Возвращение» - первой неформальной группы в области. Группа впитала в себя активных противников строительства Ржевского гидроузла, работавших на заводе штампов и в различных НИИ, а также некоторых научных сотрудников КалГУ. Под нажимом Шаркова координационный совет группы объявил, что она не занимается политикой и принципиально не дает оценку роли М.И. Калинина в развязывании политических репрессий. Тем не менее Юрий Шарков был лично причастен к первым несанкционированным акциям в областном центре - пикету у ворот «Пролетарки» 4 июля 1988 года и митингу 19 ноября того же года в сквере имени баснописца Крылова.
Юрий Шарков гордился тем, что после неудавшегося путча ГКЧП вместе с «мемориальцем» Сергеем Глушковым спустил красный флаг со здания Тверского обкома КП РСФСР. (К слову, российский триколор по Калинину впервые пронесли члены Демсоюза 1 мая 1989 года. - Авт.) Оба к тому времени были депутатами облсовета. Народный депутат РСФСР Вячеслав Брагин в своей книге «В «Белом доме» за баррикадами» отозвался о тверских депутатах Сергее Глушкове, Юрии Шаркове, Борисе Зискинде, Евгении Семенове, Александре Лежневе, Евгении Евсееве как о «настоящих патриотах, которые с первых часов переворота смело пошли к людям с правдивым словом о позиции Президента России, объявили преступной хунту…».
Шарков состоял в рядах вновь созданной конституционно-демократической партии, но недолго, так как довольно быстро разошелся с лидерами партии в вопросах использования земского опыта.
ИЗДАТЕЛЬ И ЖУРНАЛИСТ
90-е годы ХХ века Юрию Шаркова памятны прежде всего выпуском знаменитой книжной серии АНТЭКа, ставшей библиографической редкостью. Это «Княжество Тверское» Экхарда Клюга, «Тверской Преображенский собор» Алексея Салимова, «Кремль. Ставка. Генштаб» генерал-полковника Юрия Горькова, «Народное Искусство Тверской земли» Людмилы Калмыковой и «Летопись Твери» Владимира Финкельштейна.
Шаркову удалось издать уникальный труд супругов Екатерины и Александра Виноградовых об истории средневековой Твери. Опираясь на исследования московских архитекторов зачал и издал первые два тома из шести из серии «Архитектура Тверской области».
Юрий Алексеевич ценит и журналистскую деятельность, впервые осветив проблему развития аэропорта в Мигалове, создав прецедент научного исследования этой проблемы. Он один из тех, кто вбил осиновый кол в идею строительства Ржевского гидроузла. Много сил и энергии отдал освещению в печати, в Госдуме и МГУ негативных последствий строительства высокоскоростной магистрали. Активно включился в работу группы «Шлагбаум» и занял лидирующую позицию в создании общественного противодействия строительству ВСМ.
В последние годы Юрий Алексеевич, не считаясь с житейскими напастями, усердствует над преодолением новой волны «проектов века», захлестывающих многострадальную тверскую землю.