Еще раз перечитал вышедшую в 2003 году в издательстве ИТРК (Москва) книгу Франклина Рузвельта «Беседы у камина». В связи с нынешним мировым экономическим кризисом книга представляет значительный интерес. Возможно, она поможет разобраться, что происходит с экономикой, и подскажет пути преодоления кризиса.
С конца 1929 года в США и других капиталистических странах разразился экономический кризис. К 1932 году производство в США составило 50 процентов от уровня 1929 года. Тысячи предприятий закрывались. Корпоративные доходы бизнесменов упали на 60 процентов. Тысячи фермеров разорились. Безработица возросла до 25 процентов. Два с половиной миллиона человек остались без жилья. Этот период вошел в историю под названием «Великая депрессия». Гувер, тогдашний президент США, говорил: «То правительство лучше, которое правит меньше».
В 1933 года президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт. Его предвыборная программа провозглашала «новый курс». Этот курс означал перестройку политической и экономической системы. Рузвельт основывался на необходимости регулирующей роли правительства, чтобы от стихии производства перейти к регулируемому процессу восстановления производства, преодоления безработицы, оказания помощи фермерам, бездомным, воспрепятствования спекулятивным устремлениям, восстановления покупательной способности населения. Вступая в должность, Рузвельт заявил, что причинами тяжелого положения в стране явились некомпетентность банкиров, неразборчивость в средствах ростовщиков, действия руководителей структур по обмену товарами, которые провалились из-за собственного упрямства и неспособности реально оценивать ситуацию.
В течение своего президенства Рузвельт (а он избирался президентом четыре срока подряд и умер на своем посту в 1945 году) с регулярной периодичностью выступал перед населением США по радио с изложением своих мыслей и действий. Эти выступления получили название «Беседы у камина». Президент говорил: «Власть дается правительству народом для прямого управления народом на благо народа». Многие идеи Рузвельта и его действия в области экономики могут быть актуальны для переживаемого сегодня кризиса.
Первые шаги Рузвельта были направлены на восстановление работы банковской системы. Президент говорил о «порочности сложившейся банковской системы и прежде всего рынка ценных бумаг, которые толкали людей на азартные спекуляции акциями, на продажу необеспеченных закладных и на многие другие порочные действия, стоившие гражданам буквально миллиарды долларов». «Я искренне надеюсь, — говорил он далее, — что люди откажутся от злосчастных попыток разбогатеть, спекулируя ценными бумагами. Дело в том, что средний человек при этом почти всегда проигрывает». По словам Рузвельта, «мудрая государственная политика состоит не только в обеспечении надежности банков, но также и в том, чтобы банковские ресурсы в полной мере поставить на службу экономической жизни страны».
Для укрепления доллара Рузвельт считал необходимым «установить и в дальнейшем постоянно поддерживать контроль над золотым содержанием доллара». Здесь надо заметить, что во время президентства Ричарда Никсона США отказались от контроля над золотым обеспечением доллара.
Среди новых законов, инициированных Рузвельтом, был закон о регулировании фондовых рынков. Они должны были регистрироваться Федеральной торговой комиссией, проходить проверку независимыми аудиторами, чтобы инвесторы принимали решения на основе проверенной информации. Для усиления борьбы со спекуляцией была создана комиссия по торговле ценными бумагами и контролю биржевых операций, призванная следить за аспектами индустрии ценных бумаг, включая регистрацию и мониторинг брокерских фирм и других участников рынка.
Затем последовали действия по регулированию промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других сфер экономики. Главная цель предпринятых мер в отношении промышленности заключалась том, чтобы «попытаться обеспечить промышленным рабочим страны более справедливый доход в виде заработной платы, положить конец убийственной конкуренции, ограничить продолжительность рабочего дня и в то же время создать в каждой отрасли стимулы для предотвращения перепроизводства». Рузвельт считал главным не допустить повторения ситуации, когда «люди были охвачены погоней за незаработанным богатством, а их лидеры во всех сферах деятельности не желали ничего знать, кроме собственных корыстных интересов и легкой наживы». «Я пришел к убеждению, — говорил Рузвельт, — что ни усилия отдельных людей, ни усилия местных властей, ни даже разрозненные усилия на федеральном уровне не имели и не будут иметь успеха. Следовательно, назрела необходимость в сбалансированном руководстве со стороны федерального правительства — об этом говорят и теория, и фактическое положение».
Особую остроту в тот период в США приобрели проблемы отношений правительства с бизнесом и рабочими (капиталом и трудом). Рузвельт отмечал, что к подлинному благосостоянию ведет только труд. «Существуют различные точки зрения на то, каким образом государство должно воздействовать на промышленность и бизнес, однако почти все согласны, что в такое трудное время частное предпринимательство нельзя оставлять без помощи и разумных ограничений, иначе оно разрушит не только самое себя, но жизненные процессы нашей цивилизации».
Большое значение Рузвельт придавал национальным проектам, на которые выделялись значительные средства. Одним из них была программа общественных работ. Она включала в себя строительство дорог, ремонт судов, предотвращение наводнений, развитие речного пароходства, электрификацию страны, а также тысячи самостоятельных проектов по улучшению среды на уровне городов и штатов. «Мы с величайшим вниманием следим за тем, — говорил президент, — чтобы отбирались действительно полезные, дающие скорую отдачу проекты, которые создадут рабочие места и не станут «кормушкой» для подрядчиков».
Были запланированы и введены в действие крупные объекты государственной собственности. Округам (регионам) и муниципалитетам выделялись субсидии для решения социальных проблем, с целью уменьшения безработицы были организованы общественные работы, выделялись субсидии фермерам.
В 1936 году обширные районы США серьезно пострадали от засухи. Поездка по стране убедила президента в необходимости «сильной национальной аграрной политики». Вот что он говорил в связи с этим: «Фермерам требуются гарантии, что не повторится такое положение, какое сложилось в 1932 году, когда они вырастили хороший урожай, но были вынуждены продавать его по бросовым ценам. Действенная сельскохозяйственная политика должна обеспечивать стабильные цены на продукты фермерского труда во все годы — как урожайные, так и неурожайные. Мы должны всегда поддерживать справедливое равновесие между ценами на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, постоянно думать о том, чтобы обеспечивать достаточное снабжение страны даже в неблагоприятные годы. Современная цивилизация может и должна обеспечить действенные средства, с помощью которых избыток продукции в годы изобилия можно было бы сохранять для потребления в годы недорода».
А вот высказывания Рузвельта относительно проблем коммунального сектора: «…законодательные меры… должны воспрепятствовать созданию ненужных холдинговых объединений в коммунальном секторе… Из-за засилья холдингов коммунальный сектор уже давно пребывает в состоянии внутренней войны и враждует с общественным мнением. Чрезмерное сосредоточение контроля в руках холдинговых объединений привело к тому, что управление коммунальными объектами стало вестись опосредованно, издалека. В результате коммунальные компании начали терять живую связь с местным производством и населением, которым они призваны служить… Такое положение породило во всей стране опасения по поводу того, что очень узким группам досталась слишком большая экономическая власть».
«Стратегия развития должна быть в достижении благополучия на длительное время», — подчеркивал Рузвельт. Его нельзя достичь, «если половина нации будет процветать, а другая половина бедствовать». «Конечно, могут найтись люди, кто будет препятствовать великой общей цели, эгоистически преследуя собственную выгоду». «Среди пройдох есть не только крупные мошенники, но и «мелкие» жучки, пытающиеся получить неправедный доход обманным путем». Правительство должно стремиться к «наибольшему благу для наибольшего числа людей». Этой цели можно достичь не только перестройкой экономики, необходимо нравственное реформирование. Нравственное реформирование необходимо, «поскольку экономические бедствия последних лет в значительной мере произошли из-за того, что ведущие деятели наших финансов и бизнеса пренебрегли простейшими принципами справедливости».
Среди важнейших задач, поставленных Рузвельтом, были «забота об улучшении жилищных условий американцев» и « создание системы надежной и достаточно полной защиты граждан от превратностей жизни в современном обществе, другими словами системы социального страхования».
Интересно высказывание Рузвельта «о некоторых горе-экономистах»: «Я совершенно не разделяю мнения тех профессиональных экономистов, которые настаивают, что все должно идти своим чередом и что вмешательство людей не способно повлиять на экономические болезни. Мне-то известно, что эти профессиональные экономисты с давних пор каждые пять — десять лет меняют свои формулировки экономических законов».
Победитель Великой депрессии считал, что по жизни в столице «труднее всего сохранять ясное представление о жизни страны». Он приводил высказывание другого президента США — Вудро Вильсона: «В Вашингтоне собирается множество людей с ложными идеями и почти нет таких, кто бы имел понятие о том, что на самом деле думает народ Соединенных Штатов». Рузвельт говорил: «Очень часто одни и те же цифры используются для обоснования самых различных утверждений — в зависимости от того, в какой газете или радиопередаче они приводятся»
Для восстановления экономики, был убежден Рузвельт, необходима разработка соответствующих законов. Но «даже после принятия необходимых законов потребуется время — много времени, чтобы административным путем выработать средства излечения экономики. Значит, чтобы успеть завершить программу укрепления экономической безопасности, нам нужно, не теряя времени, наделить правительство страны полномочиями для такой деятельности».
«Нам нужно прочное и постоянное благосостояние, а не временное благополучие одних слоев общества за счет других», — заявлял президент. И далее: «Я более всего озабочен тем, чтобы повысить доходы самых низкооплачиваемых рабочих. Они составляют самый многочисленный отряд наших потребителей, но сегодня зарабатывают недостаточно и не могут поддержать достойный уровень жизни: покупать еду, одежду и другие предметы потребления в таком количестве, чтобы обеспечить полную производственную загрузку нашим фабрикам и фермерам». Важное значение имело установление минимальных ставок оплаты труда, «чтобы гарантировать самым низкооплачиваемым рабочим» достойную зарплату.
В период правления Рузвельта в США был принят закон, чтобы направить частный капитал на строительство и ремонт жилья. По инициативе президента правительство получило дополнительные права для борьбы с организованной преступностью.
Рузвельт считал задачей государства обеспечение занятости населения и в период экономического кризиса. «Мы создадим такую национальную экономику, чтобы как можно скорее покончить с нынешней безработицей, а затем примем разумные меры, чтобы она навсегда канула в прошлое», — говорил президент.
Часто разобраться в настоящем помогает изучение прошлого. Очевидно, мысли и действия Рузвельта относительно преодоления последствий Великой депрессии могут и должны быть использованы при нахождении путей преодоления нынешнего мирового экономического кризиса. Фундаментальные причины кризиса не канули в прошлое, на что надеялся Рузвельт, а во всей своей «красе» проявились в наше время. Чтобы излечиться от болезни, надо найти ее причины. И поэтому в сложившихся обстоятельствах неплохо бы поучиться у Рузвельта. А то и «Капитал» Карла Маркса почитать.