«Сегодня мы пожинаем плоды прежних необдуманных решений. На рынке есть все, кроме места для сельхозпроизводителей»
За июнь 2012 года Центральный рынок собрал более чем на 30% средств больше, чем за это же время прошлого года, констатирует директор предприятия Дмитрий Антоненко. Однако, по мнению руководителя, рынок задыхается от нехватки торговых площадей. Сельчан, торгующих своей продукцией, просто некуда ставить. И выход может быть только в уплотнении существующих рядов хотя бы в пиковый период. Это печальные последствия прежней необдуманной политики реконструкции, плоды которой придётся пожинать ещё не один год.
Пообщавшись с предпринимателями, работающими на Центральном рынке, мы обратились за комментариями к директору этого коммунального предприятия Дмитрию Антоненко.
– Я в курсе той проблемы, по поводу которой к вам и в другие инстанции обращались наши предприниматели, – сразу подчеркнул Дмитрий Юрьевич. – И в душе я понимаю их, потому что каждому хотелось бы занимать на рынке побольше места, стоять посвободнее, платить поменьше, да ещё чтоб и конкурентов вокруг не было. Однако существует реальность, которую мы не можем игнорировать. Не мною создана проблема, с которой мы вынуждены считаться. Но прежде чем говорить о ней, сразу хочу затронуть тему, по которой и был вопрос: азербайджанцев, или лиц кавказкой национальности. Да, они есть на рынке, и их немало. Многие, к слову, давно уже являются бердянцами, имеют в городе прописки, квартиры, дома, семьи, жён и детей. Каких-то особых условий благоприятствования им никто не создаёт. А отношение к ним, как и ко всем остальным людям. Они же тоже люди. Правильно?! И действуем мы согласно Правилам торговли, утверждённым горсоветом в декабре прошлого года, но, по большому счёту, принципиально не меняющимся с 2002 года. Так вот, эти правила гласят о том, что торговать на рынке могут все желающие, независимо от вероисповедания и национальности. Более того, независимо даже от того, являются они гражданами Украины или нет. Независимо и от форм собственности. Мы предоставляем места, как организациям, фирмам, предприятиям, так и частным предпринимателям и даже не предпринимателям. Дачник, житель того или иного села может приехать на Бердянский рынок, и он имеет вполне законное право продать свою продукцию. И таких желающих, особенно в летнее время, очень много. А места мало. Отсюда и определённый ажиотаж, определённое нервное напряжение.
Вот, посмотрите, у меня на столе лежит пачка заявлений с просьбой предоставить торговое место (показывает). Смотрите, здесь в основном славянские фамилии. Мы не можем выгнать с рынка продавцов только потому, что они азербайджанцы или другой национальности или у них другой цвет кожи, волос или разговаривают по-украински, а не по-русски, или наоборот.
Что касается всех разговоров о взятках, о том, что с администрацией рынка можно решить любой вопрос за деньги: я даже оправдываться не буду, приведу только такой факт: июнь ещё не закончился, а рынок по состоянию на 24 число собрал денег уже почти на 100 тысяч грн больше, чем за весь июнь прошлого года. В целом по месяцу, я думаю, мы соберём где-то на 40% больше прошлого июня. Откуда эти цифры, ведь ни мест на рынке не добавилось, ни сборы не возросли? Это результат определённой организационной работы, работы всего коллектива. У нас все идёт через кассу либо по счёту в банке. И это моя принципиальная позиция. Одним словом, цифры говорят сами за себя. Но если вдруг что-то по поводу продажи мест кому-то станет известно: я готов провести тщательное разбирательство и наказать виновных.
А теперь о главном – о тесноте и нехватке мест, из-за которой и идут вся эта нервозность и всяческие слухи. Причиной тесноты является то, что Центральный рынок оказался зажатым ролетным кольцом.
– Но ведь сторонники ролетной реконструкции гордились сделанным и много говорили о созданной красоте...
– То, что ролетные боксы симпатичнее и удобнее обычных прилавков – это очевидно. Но проблема в другом. Пройдите, посмотрите: в большинстве ролетов торгуют чем угодно, но только не продуктами питания. А по решению сессии городского совета промтоваров на рынке должно быть не более 20% от общего числа торговых мест. Вы найдёте на рынке все: секонд-хенд, сапоги, пальто, обувь, мобильные телефоны, вот только сельчан с их сельхозпродукцией нам ставить некуда. Нет места. При этом обратите, проходя мимо, внимание: ролетный ряд со стороны улицы Свободы – он ведь практически не востребован. Он просто пустует. Это мёртвый ряд. Нам бы его взять и вообще убрать, чтобы расширить место под тентом и добавить торговых мест там, но мы не можем этого сделать.
– Почему?
– Потому что надо просто сносить этот ролетный ряд. А заключённый ранее договор на размещение роллетов поставил рынок в кабальную зависимость ещё на 7 лет. Ну точно как Украина с газовым вопросом – шучу. Все… Центральный рынок оказался заложником ситуации. Осенью-зимой обстановка с местами более-менее, потому что количество желающих торговать резко сокращается. А летом рынок трещит по швам. И самое обидное, что мы не можем дать место для торговли дачникам и сельским производителям. Они приходят, раскладываются в проходах, начинают торговать с земли, и у нас начинается по этому поводу война. Мы стараемся входить в положение, не свирепствуем, если люди торгуют картофелем, луком. Ну ягодами, куда ни шло. А если это молочная продукция – мы не можем такого разрешить. А в выходные торгующих уже столько, что они просто выходят на проспект Ленина, на проспект Труда возле остановок автобусов и становятся там. А что делать, куда становиться людям торговать с цветами, цыплятами, попугайчиками, кошечками, собачками, если их не пускают в рынок?
– Хорошо, Вы сами возмущаетесь тем, что в ролетах торгуют чем угодно, но только не продуктами питания. Понятно, сельчане в ролеты не станут, не возьмут их в аренду, но обязать предпринимателей торговать продуктами питания, а не женским бельём, администрация рынка может?
– Нет, потому что с предпринимателями заключены договора на 10 лет, и каких-либо ограничений по торговой группе там нет. Каждый торгует тем, чем хочет. И сейчас, если происходит смена владельца ролета, то с новыми предпринимателями мы подписываем договор и делаем оговорку, что торговать можно только продуктами питания. Но это единицы. А в большинстве случаев нам нужно ждать 7 лет, пока истекут заключённые договора. Вот такие плоды ранее не продуманных решений.
– Выход Вы хоть какой-то видите?
– Это сложный вопрос, потому что рынок сжат ролетным кольцом. Развиваться за пределы ролетного кольца возможности нет. Туда просто некуда развиваться: с южной стороны стоит храм, а с восточной, северной и западной сторон рынок окружён дорогами. То есть что-то можно придумывать только внутри на имеющихся площадях. А придумать что-либо ещё, кроме уплотнения рядов, вряд ли возможно.
– То есть ряды ещё будут уплотняться? Где и за счёт чего?
– Я чётко отдаю себе отчёт в том, что это вызовет определённое недовольство не только со стороны предпринимателей, но и со стороны контролирующих органов. И сегодня к вам в газету пришли те предприниматели, перед которыми появился серединный ряд в некогда широком проходе. Но этот ряд – это продолжение того вида рынка и того размещения рядов, которое идёт со стороны проспекта Ленина. На этой части открытой площадки 5 торговых рядов. Сегодня этот ряд по центру заведён уже и на вторую часть открытой площадки. Это, собственно, и вызвало недовольство у торговавших здесь ранее предпринимателей. Но выхода другого нет. И в наших планах дальнейшее продвижение этого так называемого серединного ряда. Существующие сегодня ряды мы сдвинем плотнее и по центру продлим этот ряд. Иного варианта поднять с земли и разместить за столами дачников и сельхозпроизводителей просто нет.
– Но это и в самом деле вызовет недовольство не только торгующих, но и покупателей. Ходить ведь станет намного неудобнее.
– А выхода другого нет. Мы все пожинаем плоды ранее принятых необдуманных решений не только по ролетам, а и по отчуждению у рынка якобы ненужных торговых площадей. Ну, что сделано, то сделано. Пытаемся выходить из этой ситуации. Если этого не сделать, у нас два выхода. Либо не пускать на рынок сельхозпроизводителей. А это не правильно. Либо сгонять с занимаемых мест предпринимателей и на их месте размещать сельчан. Но это тоже не выход. И дело тут не только в человеческом факторе, а ещё и в том, что каждый предприниматель – это ещё и налогоплательщик, пополняющий в том числе и городской бюджет. Это люди, которые, нанимая реализаторов, создают и держат рабочие места не только в летний, но и в зимний периоды.
Кстати, хочу отметить, что мы сейчас собираемся провести на Центральном рынке комплексную проверку. Мы уже написали просьбу помочь в наведении порядка в налоговую инспекцию, управление труда и социальной защиты населения. Эти службы должны проверить абсолютно всех торгующих, так как у них есть на это все полномочия. Если речь идёт о предпринимателях, у них на руках должны быть все необходимые документы. Если это сельхозпроизводители – у них должна быть соответствующая справка из сельсовета. Если за прилавком стоит реализатор, он должен быть оформлен в законном порядке. Все это в комплексе должно прибавить порядка на Центральном рынке.
– Кроме всего названного, какие задачи администрация рынка ставит сегодня перед собой на ближайшее время?
– Увеличение сборов за счёт наведения порядка – это прежде всего. Далее, мы уже заказали вывеску на Центральный рынок, скоро она появится на фасаде здания, поэтапно хотим облагородить фасад. Так, как сделано на «Башнях». Старая плитка уже вздулась и сыплется. Это ненормально. Планируем также продолжить замену окон в крытом рынке и ряд других работ. В частности в наших планах убрать линию электропередач на пр. Труда. Заканчивается благоустройство торговых рядов за банком, далее планируем благоустройство так называемого рынка «малоимущих», чтобы не звучало более такое название – «малоимущие».
– Это уже на вещевом рынке, на так называемой дороге?
– Да, это давнишняя проблема. Мы хотим ее решить. Это даст возможность увеличить мощности электросетей на рынке и увеличить лимиты. Сегодня участок у нас в очень проблемном состоянии. А в прошлом месяце энергетики нас ещё и оштрафовали за превышение лимитов. Но в такую жару, как мы можем экономить электроэнергию? Отключать предпринимателям холодильное оборудование? А там молочная, колбасная продукции, ведь вы ж понимаете – в такую жару холодильный агрегат работает больше, чем в зимний период, БРЭС ограничивает нас в лимитах, мы, соответственно, под лимиты ограничиваем предпринимателям. Вообще, интересная картина: у нас долгов нет, платим за электроэнергию, сколько потребили – так радуйтесь как продавцы, старайтесь продать больше энергии – так нет, тебя ещё и ограничивают лимитами. Куда они эту энергию девают, не понятно. Предприятия стоят, а электроэнергии не хватает.
Вот все названные задачи мы и решаем сегодня. Причём решаем за свои собственные средства. Что же касается каких-то спорных конфликтных ситуаций, то они всегда были и всегда будут. И моя задача как руководителя разрешать их не в одностороннем порядке, а с учётом интересов всех сторон, что мы и будем делать. Автор: Павел ИЩУК По материалам сайта http://vesvladivostok.ru