В конце 70-х годов прошлого столетия в нашем городе, тогда известном своими предприятиями, выпускающими масла и смазки, кабельную продукцию, сельско-хозяйственную и дорожно-строительную технику, стеклоткани, гидронасосы, началось строительство нового завода для производства приборов радиоэлектроники и гидроакустики или, говоря открыто, для изготовления морских буев связи и обнаружения подводных лодок (спецпродукции).
Рисунок автора. Вот какую продукцию выпускал «Прилив»
На отведенном участке в микрорайоне РТС росли корпуса производственных цехов, административное здание, склады, мощная котельная и другие сооружения, строились жилые дома и объекты соцбыта.
Для оснащения производства поступили новейшие станки, оборудование, аппаратура отечественного и зарубежного производства.
Уже в начале 80-х годов начал формироваться трудовой коллектив. Министерство судостроительной промышленности направляло специалистов с других заводов для организации производства. Профессионально-техническое училище №39 готовило производственных рабочих – токарей, монтажников радиоэлектронной аппаратуры, слесарей-сборщиков и других специальностей. Приходили на работу выпускники вузов с радиотехнической специальностью. В основном по своему составу трудовой коллектив завода был молодежным.
Строясь и осваивая производство спецпродукции, завод производил товары народного потребления для реализации в торговой сети. Находясь в тесных связях с родственными предприятиями министерства, завод поставлял для них и свою продукцию, потому как мог изготовлять любую механическую деталь, освоил все виды сварки, гальванических покрытий, производство печатных плат, монтаж и пайку ЭРЭ на печатных платах, прошивку блоков, изготовление моточных изделий и многого другого.
Большую помощь оказывали научно-исследовательский институт – разработчик изделий – в г. Киеве, а также приборостроительный завод в Новой Каховке, который производил такую же продукцию, в деле приобретения практических навыков специалистами завода в регулировке, настройке, проведении всех видов испытаний, в предоставлении своей испытательной базы.
Многое можно было бы рассказать о службах и цехах завода. об их вкладе в производство спецпродукции, но нельзя не сказать особо о выпускном цехе №10, возглавляли молодые специалисты Железняков и Москалев, в котором осуществлялся монтаж приборов, сборка, настройка и сдача представителю заказчика морских буев. На этот цех работали все цеха и подразделения завода. Преодолевая трудности, коллектив цеха успешно справлялся с поставленными задачами и выпускал продукцию надлежащего качества.
Знаменательным событием для завода было изготовление, испытание и сдача представителю заказчика первых комплектов морских буев в 1990-1991 годах, а также успешное проведение государственных испытаний их на испытательном центре в Феодосии. Началось серийное производство и отгрузка спецпродукции. Директор завода О. С. Веревкин сумел вывести завод на пик расцвета, заслуга в этом и главных специалистов, и всего трудового коллектива.
У завода были хорошие перспективы для дальнейшего развития.
Некогда высокотехнологичный, работавший на оборонку «Прилив» сегодня разрушается и не имеет никаких перспектив
Однако в августе 1991 года произошел развал Советского Союза. Украина провозгласила свою независимость. Экономика стала рушиться.
Такие общественно-политические события не могли не сказаться на экономике всех бывших союзных республик. Прежде всего нарушились установившиеся связи по кооперации между промышленными предприятиями, находящимися теперь в разных государствах. Начались взаимные претензии по расчетам за ранее поставленную продукцию. А завод «Прилив» имел связи с более чем 100 заводами, поставляющими сырье, металл, материалы, электрорадиоэлементы, приборы и многое другое.
Имея большой задел комплектации, заводу удалось изготовить и отгрузить в Россию спецпродукцию в соответствии с ранее заключенными договорами. Будут ли поставки в будущем – оставалось под вопросом.
В Министерстве промышленной политики рекомендовали руководству завода сосредоточить главное внимание на увеличении объема производства товаров народного потребления. Только так можно остаться на плаву в сложившихся экономических условиях. Денежные средства на освоение новых видов товаров народного потребления выделялись министерствами только по предоставлению конкретной программы.
Остро нуждаясь в деньгах для выплаты заработной платы, на текущие платежи, которые в советское время неограниченно поступили по дотации, как строящемуся предприятию, руководство завода установило сокращенную рабочую неделю, отправляло работников в отпуск без содержания, задерживало выплату зарплаты.
А с производством новых видов товаров народного потребления шло негладко. К примеру, не получилась мойка, возникли проблемы в изготовлении кухонного комбайна, миксера, а выпуск радиостанций вообще остался в намерениях.
В конце 1995 года из Главка пришли обнадеживающие вести о возможности возобновления производства морских буев: Россия готова заключать договоры на их поставку напрямую, планируется сделать завод субподрядчиком одного из престижных заводов оборонки, возможно бюджетное ассигновании на достройку корпуса №2 и других сооружений.
На заводе оживилась работа по возобновлению производства. Однако намеченные планы не были воплощены в жизнь, и завод оказался на грани банкротства. Начался отток рабочей силы. За многомесячную не выплату зарплаты по увольнению работникам приходилось обращаться в суд.
Для удовлетворения исков продавались станки, транспорт и все востребованное. Завод начал свертывать свою работу.
Мягко выражаясь, руководство завода допустило немало просчетов в своей хозяйственной деятельности, не сумело предотвратить разруху и развал всего и вся.
Предприимчивые люди, арендуя отдельные пустующие площади, малочисленным составом что-то производят, оказывают услуги организациям, населению.
Остальные корпуса уже много лет стоят без ремонта и обслуживания, подвергаясь разрушению.
Возлагались надежды на инвестора, но инвестор не приходит.