Пять с половиной месяцев, или 170 дней (тут уж как вам удобней), одна из крупнейших транспортных переправ, соединяющих Хакасию и Красноярский край, находилась на ремонте.
Пока рабочие ускоренными темпами латали мост через Енисей близ поселка Подсинее, люди вынужденно "изучали" красноярско-хакасские достопримечательности. Скульптурные композиции Братского моста, к примеру. Благодаря объезду, многие впервые узнали, где именно в республике находится населенный пункт со странным названием Кайбалы. Некоторые, кстати, о существовании такого селения несколько месяцев назад вообще не подозревали.
Те же, кому путь через эту деревушку по каким-то причинам не приглянулся, срезали крюк, наслаждаясь бескрайними свалочными "красотами" дачного массива.
В общем, если бы не ремонт огромной железной конструкции, не расширили бы мы свой кругозор.
Ура, товарищи!
А если серьезно – закрытие моста стало чуть ли не "вселенской" трагедией для тех, кто ежедневно пересекает границу двух регионов. Мало того, что путь стал длиннее на несколько километров, так еще и стоимость билетов на общественном транспорте резко подскочила.
Ко всеобщей радости (пусть и безмолвной), на этой неделе ремонтная "эпопея" завершилась. Во вторник, 1 ноября, во второй половине дня движение по автомобильному мосту было открыто. Ура, товарищи!
Вопреки предположениям скептиков, столь важному мероприятию ничего не помешало. Даже погода была довольно неплохая: ни дождя, ни снега. Конечно, без небольшого ветерка не обошлось. Но что поделаешь – он завсегдатай таких мест.
К началу небольшого мероприятия на подступах к мосту становилось все теснее: рабочие, руководство Мостоотряда-91, Хакасавтодора, представители заказчика – ФГУ "Байкалуправтодор"…
Пока те, благодаря кому переправа обрела вторую жизнь, позировали на фоне моста, кто-то из работников абаканского филиала "Сибмост" скромненько прикрепил к металлическому бордюру плакат, на котором, помимо фотографий главных строительных моментов, красовалось поздравление с трудовой победой.
Для присутствующих (за исключением журналистов) сие действо было самым настоящим праздником. Народ радовался, благодарил друг друга за слаженную работу и вспоминал еще такие недалекие летне-осенние дни и ночи.
Трудности боятся нас
– На этом объекте я трудился в должности мастера, – поделился с "ШАНСОМ" Александр Замудриков. – До этого я в Мостоотряде работал монтажником. Да, получается, повысили. Я управлял бригадой, которая летом насчитывала около 25 человек. Работа вроде несложная была. Борисыч, какие работы были самыми сложными на этом объекте? Плиты менять?
Услышав этот вопрос, Борисыч – Сергей Чабан, немного растерянно пожал плечами и спустя несколько секунд произнес:
– Нам не было тяжело. Мы же специалисты! Хотя, конечно, силы большие в этот мост вложены. Работы перевернуто за пять месяцев – куча. Это же не шутки! По идее, такое сооружение нужно ремонтировать год! А мы сделали его за пять месяцев. В ускоренных темпах трудились. Самое тяжелое – проезжая часть: замена плит, монтаж. Все остальное – дело техники. Трудности? Мы трудностей не боимся. Это они нас боятся. Всякое было: и жара, и дождь. Работали, несмотря ни на что. За мою трудовую деятельность (в этой сфере Борисыч с 1988 года – прим. авт.) такой мост я ремонтировал впервые. До этого же строил мосты в Курагинском и Каратузском районах, абаканский, братский. Все мосты в округе – наше детище.
Особый подход
Пока Сергей Борисович вспоминал дела минувшие у натянутой перед мостом красной ленточки, куратор объекта, ведущий эксперт отдела капитального строительства автодорог и дорожных сооружений "Байкалуправтодора" Антон Зубко "держал" отчет под строгими взорами присутствующих начальников:
– Сооружение подобного класса является технически сложным и уникальным. Поэтому подход к его ремонту был особым. Благодаря подрядчику, абаканскому филиалу ОАО "Сибмост Мостоотряд-91" – давнему нашему партнеру, объект вводится в эксплуатацию на месяц раньше срока. На нем впервые в Хакасии были применены новые технологии, в том числе устройство деформационных швов модульного типа. Антикоррозийное покрытие выполнено из цинконаполненных составов. Они продлят срок службы пролетных строений. Основная техническая сложность, с которой столкнулись рабочие, – подъем пролетных строений и замена опорных частей.
К удивлению присутствующих, никаких особо торжественных речей больше сказано не было. После того, как заказчики несколько раз поблагодарили за выполненную работу подрядчика, началось самое интересное – перерезание красной ленточки, на которой белыми буквами было написано: "Ремонт моста через р. Енисей в п. Подсинее". Под прицелом фото– и видеокамер директор абаканского филиала ОАО "Сибмост Мостоотряд-91" Валерий Ковляшенко, главный инженер ФГУ "Байкалуправтодор" Виктор Еремеев и директор Хакасавтодор Андрей Будянский "уничтожили" тканевое препятствие. Первым автомобилем, который проехал по еще "свеженькому" мосту, был "Toyota Camry". Следом за ним двинулся легковой транспорт присутствующих начальников и их замов.
Не обошлось
без альпинистов
– Вот познакомьтесь, – обратился ко мне один из сотрудников Мостоотряда-91, показывая на стоящего рядом мужчину в синей куртке. – Игорь Юрьевич Пещеров. Он отвечал за все работы на мосту. Полностью!
Услышав это, мужчина засмущался.
– Здесь было много сложностей: замена проезжей части, прокладка деформационных швов новейшей модификации, подъем, опускание пролетного строения, – стал рассказывать Игорь Пещеров. – Вы только представьте, вес пролетного строения – 800 тонн. Впечатляет? Да я то, что... Я просто отвечал за все. Вот в начале работ на объекте было задействовано 70 человек. В конце, по мере выполнения, сократили до 30. Здесь потрудились люди всех строительных специальностей: электрики, сварщики, бетонщики, монтажники, маляры, высотники, даже промышленные альпинисты. Они занимались непосредственно ремонтом опор. Простому рабочему спуститься туда никак, высота большая...
Как оказалось, совместно с Игорем Юрьевичем железное сооружение "возвращали к жизни" два его родных брата – Сергей Юрьевич – заместитель директора по производству и Владимир Юрьевич – главный инженер Мостоотряда. Стоит заметить, на этом предприятии трудились и их родители. Вот такая семейная традиция.
– Не забудьте про новые технологии упомянуть, – напомнила стоящая рядом заведующая лабораторией мостовой инспекции Марина Маурер. – Вы знаете, как мы с ними намучились? Ужас! Капризные оказались штуки. Дело в том, что они держат определенную температуру. Если она чуть выше, то каучук, входящий в состав, превращается в масло и обратно уже не возвращается. А если не додержать, то входящие в состав полимеры не обволакивают щебень...
Без камер нынче никуда!
Особый акцент в течение всего мероприятия делался на том, что по нормативам такой объем работ должен выполняться около 23 месяцев. Мост через Енисей восстановили почти за шесть. Не сказалось ли это на качестве работ? Как уверили директор Мостоотряда №91 Валерий Ковляшенко и главный инженер "Байкалуправтодор" Виктор Еремеев, бояться нечего. Мост в хорошем состоянии и в ближайшие лет так 50 ремонта не потребует. А если вдруг что-то и случится, то подрядчик за свои средства все исправит.
Кстати, гарантия на саму переправу – 10 лет, на пролетные строения – восемь, а на дорожное покрытие – четыре года. Так что в ближайшие несколько лет можно ездить спокойно.
К вопросу о спокойствии. На пролетных сооружениях установлены шесть камер видеонаблюдения: три – с одной стороны, три – с другой. Помимо этого, три "подглядывающих" устройства появились в подмостовом пространстве. Круглосуточно картинка с них передается на пульт охраны. Просматривается одновременно и железнодорожный мост.
Ирина НИЧКОВА
P.S.: Как рассказала инженер по эксплуатации ОАО "Автовокзал" Оксана Проц, цена за проезд до Минусинска на маршрутках, как и обещали, будет снижена уже сегодня, 3 ноября, на 10 рублей.