На вопрос, любой ли человек способен создать успешный бизнес, сами бизнесмены, различные эксперты, консультанты отвечают утвердительно. Главное, по мнению специалистов, чтобы этот человек хотел создать бизнес не только из-за соображений престижа и не исключительно из-за желания заработать много денег, а из-за того, что ему интересно некий бизнес создавать и развивать. Чем человеку это интереснее, тем больше у него шансов на успех.
Игра на интерес
Создатель новой компании сегодня должен быть подкован во многих специальных вопросах. Он должен уметь следующее: собрать команду единомышленников, работать с деньгами, организовать производство. При этом ему необходимо разбираться в рынке и знать основы продвижения товара, понимать, как обучать людей и улучшать качество своей продукции. Он должен знать, как нужно строить связи с общественностью и каким образом находить новых клиентов.
Но, вопреки распространенному убеждению, это не есть основные функции создателя бизнеса.
Указанные знания и навыки, пусть и необходимы создателю бизнеса для контроля над ситуацией в своей компании, но, скорее, составляют прерогативу генерального директора. Увлечение же отца-основателя хотя бы одной из перечисленных функций часто приводит к замедлению темпов роста его компании и даже становится причиной потери интереса учредителя к делу, которое он создал. В результате чего бизнес лишается своей главной движущей силы.
Конечные ценности
Что же все-таки собой представляют главные функции создателя бизнеса?
В первую очередь, нахождение, разработка и усовершенствование технологии получения ценного конечного продукта компании. Возьмем, например, продуктовый магазин. Можно ценный конечный продукт в этой области определить как широкий ассортимент качественных товаров, высокую скорость обслуживания и умеренную цену.
Тогда технология ограничивается набором достаточно простых операций: поставка, оптимизация использования площадей и т. д. А можно конечный продукт усложнить и сформулировать его, скажем, так: довольный покупатель, быстро купивший необходимые продукты и добровольно реклами-рующий этот магазин своим знакомым. В этом случае, естественно, усложняется и технология.
Создателю бизнеса, естественно, необходимо контролировать финансы.
Причем он должен видеть, сколько денежных средств имеется в наличии, для чего они предназначены, в какой форме и где находятся, какие существуют обязательства и какие доходы ожидаются каждый день. Если учет ведется в ежедневном режиме, то гораздо легче получать и отчеты за более длительные периоды. Отчеты онлайн позволяют очень быстро определять, когда деньги тратятся неэффективно, «на ерунду и глупости», и как правильно спланировать расходы для увеличения доходов.
Правила всего
Именно создатель бизнеса должен принять правила, которые дадут ориентир сотрудникам в сложных, неоднозначных ситуациях и помогут принимать правильные решения. Это и правила найма персонала, и правила, в соответствии с которыми у персонала формируются ожидания каких-либо действий руководства, и критерии, на основе которых поощряются сотрудники, и правила того, как сотрудники могут заработать больше денег, и принципы общения с клиентами и т. д.
Чем больше таких правил, и чем лучше они донесены до сотрудников, тем меньше неразберихи в компании и больше свободного времени у ее руководства и владельцев. Многие вопросы, которые часто возникают у сотрудников компании, например о премиях, штрафах и т. д. , снимаются сами собой.
Реализация этих функций формирует конкурентные преимущества компании.
Еще одна «почетная обязанность» создателя бизнеса заключается в том, что именно он должен обеспечить персонал необходимыми помещениями и оборудованием. Часто эта функция делегируется, причем, бывает, «кому попало». Однако, на взгляд специалистов, если в целом рассматривать прерогативу создателя бизнеса в своей компании как обязанности продюсера по отношению к кинофильму, то обеспечение рабочим пространством и инструментарием – это все-таки дело основателя компании. Он как человек, разработавший технологию получения ценного конечного продукта и контролирующий финансовые потоки компании, должен более других понимать, как эффективно организовать офис и какой инструментарий будет оптимальным для выполнения работ.
Вопросы стратегии
Юридическая безопасность компании также является прерогативой создателя бизнеса. Основателю компании очень важно иметь в штате хорошего юриста или хотя бы пользоваться услугами высококлассного специалиста или соответствующей фирмы на аутсорсинге.
Ну и, наконец, главная функция создателя бизнеса – постановка целей и разработка стратегии их достижения.
Серьезных результатов в бизнесе достигают только те команды, перед которыми стоят понятные и интересные цели. И здесь представляется уместным упомянуть «классиков жанра». Например, Билл Гейтс задался целью сделать компьютер общедоступным товаром.
Четко обозначить цели, барьеры, а также способы их преодоления – это и есть выработка стратегии, что также является одной из главных задач владельца бизнеса. И для бизнеса жизненно важно, чтобы его владелец не был загружен текучкой и у него было время и силы на создание эффективной стратегии.