Во всей Африке, как на строительных площадках, так и на улицах, в портах и аэропортах, всё больше ощущается присутствие Китая.
Помимо основных игроков на рынке Африки, в борьбу за «кусок пирога» вступают такие страны, как Бразилия, Южная Корея, и Индия, соседствующая страна Китая.
Индия потерпела военное нападение со стороны Китая в 1962 году, и с тех пор остерегается любых действий руководства этой страны, а затянувшийся пограничный спор между двумя странами является камнем преткновения в их отношениях.
В то время как интерес мирового сообщества к ресурсам обеих стран даёт импульс для роста этих двух развивающихся экономик, соперничество между двумя гигантами находит своё отражение по всему миру.
Кампус университета Найроби тому пример.
Здесь рабочие Китайской компании Ву Йи (Wu Yi) занимаются строительством футуристического 21-этажного здания с большими аудиториями вместительностью до 3000 студентов, проект предусматривает также вертолетную взлётно-посадочную площадку.
«Через 2 года, когда строительство будет окончено, это здание будет самым высоким в округе», – говорит профессор Са Декуан (Sa Dequan), руководитель центра изучения Китайского языка и культуры при университете.
Правительство Китая оказало содействие Ву Йи (Wu Yi) в получении проекта в Кении, и в настоящий момент эта компания работает уже над 18 проектами в Кении.
Не так давно закончилось строительство участка восьмиполосой трассы Тика Суперхайвей (Thika Superhighway) длиной 50 км. Эта трасса считается гордостью Кении.
По словам индусов, подобный импульс со стороны правительства Китая, позволяет их соседям получать преимущество в получении новых проектов.
«Индусы живут на территории Африки, в том числе в Кении, уже более 200 лет. Что же им мешает достигнуть таких высот в индустрии, которые достигли Китайцы за последние 10-15 лет?» – удивляется уроженец Кении, бизнесмен Мулджибй Пиндолия (Muljibhai Pindolia), родом из Индийской семьи.
Он считает, что основная причина этому – активное вмешательство Пекина. «Только посредством наших собственных ресурсов, мы не можем развиваться также быстро, как развивается Китай, имеющий поддержку государства».
Доход Индии от торговли с Африкой в размере 65 млрд долларов (44 млрд фунтов) – ничто по сравнению с доходом Китая в размере 200 млрд долларов.
Китайские компании имеют многочисленные проекты по всей Африке по строительству инфраструктурных объектов, включая порты, железные дороги и спортивные стадионы.
Индийские компании, по большей части небольшие частные фирмы, напротив, работают в таких сферах, как Телеком, сельское хозяйство, автомобильная индустрия и образование.
«Индийским компаниям приходится гораздо чаще делать систематическую оценку рисков, в то время как Китайские фирмы концентрируются на самой работе и, соответственно, выполняют её очень быстро», – заявляет Маной Гупта (Manoj Gupta), глава Индийской транснациональной компании Джиндал Стил энд Пауэр в Мозамбике.