Компания "АвтоВАЗ" придумала собственные правила ведения бизнеса. Крупнейший российский автопроизводитель решил повысить цены на свои автомобили. А причина такого антинародного решения – падение продаж. Станут ли "Жигули" продаваться лучше, если их продавать дороже – вопреки логике и теории Адама Смита – выяснил наш экономический обозреватель Лев Пархоменко. Подробности на ДОЖДЕ.
Пархоменко: Повышение цен с начала года затронуло сразу несколько популярных продуктов "АвтоВАЗа". Причем чем старше модель, тем сильнее выросли цены. Вот, например, Lada "Самара", модель 1984 года. Продажи "Самары" в первом полугодии упали на 40%, а цена выросла почти на 13% до 270 тысяч в минимальной комплектации. Вот Lada 2107, более известная как "семерка", на конвейере ровно 30 лет и с конвейера ее сняли буквально пару месяцев назад. Ее продажи в этом году обвалились на 70%, а цена выросла на 9% до 213 тысяч. Новые Kalina и Priora подорожали на 6,55% соответственно, в то время как спрос на них упал на 13,7%.
Представитель "АвтоВаза" Игорь Буренков дает удивительное объяснение политике завода. Как заявил он газете "Коммерсант", причиной подорожания Lada стало как раз снижение объема выпуска некоторых моделей, что на фоне роста цен на сырье привело к увеличению издержек. Их как раз и предлагается покрывать за счет более высоких цен.
Конечно, борьба с падением продаж с помощью повышения цен может показаться сумасшествием. Впрочем, нельзя забывать, что часть затрат остается неизменной даже при снижении производства, и "АвтоВазу" приходится как-то выходить из положения. Кроме того, повышением цен на старые модели, компания пытается также стимулировать рост продаж новых моделей, считает аналитик компании "Атон" Михаил Пак. Впрочем, вопрос остается в том, насколько этот метод может быть эффективным.
Пак: Мы видели наиболее сильное падение как раз в этом году на те модели, которые "АвтоВАЗ" планирует вообще в перспективе вывести из производства (или уже вывели) - это 5,4, 7 модели и "Самара". Поэтому, повышая цены на эти модели, они просто стимулировали спрос в отношении других моделей, в первую очередь, "Гранты", ну, и частично, конечно же, "Калины". Насколько это эффективно? Я думаю, что, в принципе, уже лимит повышения они, наверное, по своей модели, по той же самой "Самаре", они, наверное, исчерпали. Но в условиях падения продаж, наверное, не самый лучший способ увеличивать свою долю на рынке.
Пархоменко: Но есть еще одна проблема, решение которой "АвтоВазу" уже вряд ли под силу. Интерес россиян на автомобильном рынке все сильнее смещается в сторону более дорогих машин. По итогам первого полугодия, на автомобили дешевле 600 тысяч рублей, пожалуй, впервые пришлось меньше половины всех продаж. Снизилась доля и следующего ценового сегмента от 600 тысяч до 1 млн. Зато в полтора раза выросли продажи машин ценой от миллиона до полутра. Происходит это благодаря росту продаж в кредит и тому, что стало ясно, что из-за ввода утилизационного сбора снижения пошлин после вступления России в ВТО на поддержанные иномарки ждать не стоит. Единственное, что может реально развернуть этот тренд – это наступление широкомасштабного кризиса. Тогда россияне снова начнут с большим интересом смотреть на самый дешевый сегмент.
"Не было бы счастья, да несчатье помогло". Наверное эта поговорка сегодня наиболее популярна в отделе продаж "АвтоВаза".