Поправки в Правила дорожного движения вступают в силу с 20 ноября, поправки в Кодекс об административных правонарушениях – с 21-го. Приморские автоинспекторы разъясняют участникам движения суть нововведений.
Изменения в ПДД РФ, вступающие в силу с 20 ноября 2010 года
Внесены, дополнены и изменены основные понятия в ПДД:
«Дневные ходовые огни» – внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
«Опережение» – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Ранее в трактовке «обгона» не оговаривалось о части дороги (полосе движения), предназначенной для движения во встречном направлении, а также не был оговорен обязательный возврат на ранее занимаемую полосу движения (часть дороги).
«Ограниченная видимость» – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
«Препятствие» – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т. п. ), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
Поправки, касающиеся пешеходов
Пешеходы теперь могут чувствовать себя на дороге в большей безопасности. Поправки в Правила дорожного движения (ПДД), которые вступят в силу с 20 ноября 2010 года, исключают все двойные толкования того, как именно водитель должен уступить дорогу пешеходу.
В пункте 14. 1 четко прописано, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для перехода.
В новой редакции ПДД также уточнена формулировка по вопросу пешеходов и машин со спецсигналами. Пешеход при приближении машин с включенным проблесковым маяком синего или красного цвета и специальным звуковым сигналом обязан воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.
Ближний свет стал обязательным
Российские водители станут заметнее для пешеходов и друг друга. Теперь им придется постоянно ездить с ближним светом фар или дневных ходовых огней, что должно также поспособствовать сокращению числа аварий.
Эти поправки были приняты с учетом опыта европейских стран в целях повышения безопасности дорожного движения. С ближним светом ездят постоянно водители многих стран мира и, как показывает практика, это приносит положительный эффект. Уже на протяжении пяти лет в обязательном порядке водители должны включать ближний свет при движении вне населенных пунктов. С 20 ноября т. г. эта норма распространится и на населенные пункты. Машина, которая едет с включенным ближним светом фар, заметнее для пешеходов и других водителей. Это позволит им лучше ориентироваться, например, в неблагоприятных погодных условиях – сильного тумана, ливня.
Также поправки вводят в оборот новый термин – «дневные ходовые огни». Его включение обусловлено требованием Конвенции о дорожном движении 1968 года. «Дневными ходовыми огнями» уже комплектуется ряд автомобилей иностранного производства, которые включаются автоматически при начале движения машины.
Движение на перекрестках с круговым движением
После вступления поправок в силу преимущество в движении будут иметь водители, которые уже находятся на перекрестке, на котором организовано круговое движение – едут по нему или выезжают, но это относится только к перекресткам с круговым движением, при подъезде к которым будут установлены дорожные знаки «Круговое движение» в сочетании со знаком «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено». Чтобы водители не путались, когда круг «главный», а когда нет, необходимо внимательно смотреть на установленные знаки. При въезде на круг, который является «главным», перед ним в обязательном порядке будут устанавливаться дорожные знаки «Круговое движение» в сочетании со знаком «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено».
Если же такие знаки отсутствуют – двигаться необходимо, как и ранее на нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог, уступая дорогу транспорту, приближающемуся справа. Напоминаем водителям, что, согласно ПДД, въезжать на такое перекресток можно по любой полосе движения, а вот для того чтобы «съехать с кольца» – необходимо заблаговременно занять соответствующее крайнее правое положение на проезжей части, при этом ваш маневр не должен создавать помех другим участникам движения.
Пристегиваться обязаны все. Исключений больше нет
Всем российским водителям, которые сели за руль, придется пристегиваться в обязательном порядке. В настоящее время не пристегиваться ремнями безопасности имеют право только две категории водителей. Исключений больше не будет ни для инструкторов, обучающих вождению, во время занятий, ни для водителей автомобилей оперативных служб, имеющих специальную цветографическую окраску, а также и пассажиров данных автомобилей.
Еще несколько лет назад российские водители, несмотря на все увещевания и разъяснительную работу, пристегивались крайне неохотно, но после увеличения штрафа за неиспользование ремней безопасности большинство водителей и пассажиров стали пристегиваться, и как результат снизилась тяжесть последствий при ДТП.
Водитель, причастный к ДТП, обязан принять меры для оказания первой помощи пострадавшим (ранее использовалась формулировка «возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи»).
Обгон ТС
Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено ПДД, знаками и (или) разметкой.
Запрещено занимать крайнюю левую полосу для обгона на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три и более полосы.
Знак «Обгон запрещен» теперь позволяет обгон тихоходных транспортных средств и гужевых повозок, а также мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски (ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: если дорожная разметка запрещает обгон, опережение вышеупомянутых транспортных средств с занятием их полосы НЕВОЗМОЖНО).
В случае, если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.
В случаях, когда значения дорожных знаков и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу или разметку плохо видно, водители должны руководствоваться дорожными знаками (ранее был оговорен приоритет только временных знаков).
Изменения в КоАП РФ, вступающие в силу с 21 ноября 2010 года
Водители, которые попытаются объехать «пробки» по трамвайным путям встречного направления, рискуют переквалифицироваться в пешеходов.
Путем исключения из части 3 статьи 12. 15 Кодекса и включения в часть 4 данной статьи «выезда на трамвайные пути встречного направления» усиливается ответственность за совершение указанного деяния. Ответственность за это нарушение, как и за выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, будет наступать в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.
Кроме того, в целях пресечения выезда в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, санкция части 4 статьи 12. 15 Кодекса дополнена штрафом в размере 5000 рублей, который будет налагаться за совершение указанного деяния, зафиксированного исключительно при помощи средств автоматической видеофиксации.
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги
Норма, предусмотренная статьей 12. 16 Кодекса («несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги»), становится частью 1 той же статьи, при этом устанавливается ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 300 рублей (в настоящее время – предупреждение или штраф 100 рублей).
Запрещенные повороты налево и развороты
Норма, находившаяся в части 3 статьи 12. 15 Кодекса и предусматривавшая ответственность за выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом или поворотом налево, в связи с внесенными изменениями в Правила дорожного движения (пункт 9. 2) включена в новой редакции («поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги») в часть 2 статьи 12. 16 Кодекса. Санкция за правонарушение осталась прежней – штраф от 1000 до 1500 рублей.
Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением
Статья 12. 16 Кодекса дополняется частью 3, предусматривающей установление ответственности за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Наказание предусмотрено в виде административного штрафа в размере 5000 рублей либо лишения права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.
В настоящее время данное нарушение предусматривает ответственность в виде исключительно лишения права управления.
Выделяя указанное нарушение в отдельную норму, законодателем было принято решение об установлении штрафа в размере 5000 рублей в качестве альтернативного наказания. Данная мера связана с тем, что во многих городах идет изменение схем организации дорожного движения, вводится одностороннее движение на участках дорог, ранее являвшихся двухсторонними, и нарушения водителей зачастую вызваны не умыслом, а невнимательностью, когда человек едет знакомым маршрутом и действует, что называется, «по привычке», не замечая установленные знаки, запрещающие въезд в нужном ему направлении.