Сегодня, благодаря современным средствам информации, мы имеем уникальную возможность разобраться в своих истоках не только в интерпретации их действующей в стране властью, но и из альтернативных источников. Мы в состоянии узнавать многое из того, что раньше было недоступно и невозможно. Долгие годы рвались родовые связи, замалчивались события семейной истории из страха за жизнь свою и близких, глушились сведения о тех, кем мы должны были бы гордиться.
Проживавшие в нашем городе родственники знаменитого и любимого артиста Петра Лещенко боялись говорить о своем родстве с ним и умалчивали обо всем, что как-то было с ним связано только лишь потому, что великий артист не вписывался в идеологическую систему действующей в стране власти, и за любую связь с ним люди могли быть жестоко наказаны.
Точно так же наши земляки, находившиеся в близком родстве с талантливейшим инженером Борисом Григорьевичем Луцким, занимавшимся проектированием и изготовлением автомобильных и судовых двигателей, автомобилей разного назначения, самолетов и моторных лодок, скрывали свои родственные связи с ним из страха, как бы чего не вышло. Родственник, много лет проработавший в Германии и добившийся там всемирного признания, был потенциально опасен, а потому о нем даже в семейном кругу не упоминалось, и сегодня молодые бердянцы, в том числе и носящие его имя, ничего не знают о своем знаменитом предке. Все это, к сожалению, было, отчего в людях воспитывалась неполноценность, ущербность, зависимость от тех, кто находился у власти.
Самолет конструкции Б. Г. Луцкого
Сегодня местные краеведы-любители делают многое для того, чтобы пролить свет на события и жизнь тех земляков, о которых информация долгие годы была под запретом. К сожалению, в этом деле городская власть приняла сторону тех, кто такую информацию скрывал и кто делает все это для того, чтобы не допустить людей к изучению архивных материалов, собранных в наших музеях.
Предлагаем читателям нашей газеты знакомство с нашим земляком Борисом Григорьевичем Луцким.
Вся жизнь его была загадочной и таинственной. Даже по поводу его фамилии до сих пор нет единого мнения, поскольку он сам писал в одних случаях «Луцкой», а в других «Луцкий». Что достоверно известно, так это то, что родился он в 1865 году. По одним документам местом рождения является г. Бердянск, а по другим – село Андреевка под Бердянском.
О родителях ничего не известно, но можно предположить, что людьми они были состоятельными, а заметив с детских лет его интерес к технике, направили сына учиться в Константиновское реальное училище в г. Севастополь, по окончании которого, как лучшего выпускника, в 1882 году его направили на учебу в Германию. Оттуда он вернулся инженером с дипломом Мюнхенской высшей технической школы – высшего технического учебного заведения страны.
Еще будучи студентом, Борис Луцкий увлекся созданием двигателя внутреннего сгорания. А поскольку в России в то время в этой области перспектив не было, то он вновь выезжает за границу.
Уже в 1887 году, когда ему был 21 год с небольшим, Борис Луцкий сконструировал и построил газовый двигатель внутреннего сгорания с двумя вертикальными цилиндрами. До него никто таких двигателей не делал. Немедленно молодой парень был приглашен на большой машиностроительный завод в Гамбург, который делал стационарные двигатели. В том же году его переманили на известный машиностроительный завод фирмы «Манн» в Нюрнберге, где изготавливались судовые стационарные двигатели, и там в том же 1887 году его сделали главным конструктором. Это невероятно – быть в 22 года главным конструктором крупнейшего завода.
В 1897 году его пригласил на работу в свою компанию сам Готлиб Даймлер – «отец автомобиля». Уже первая машина, сконструированная Борисом Луцким, имела успех и была отмечена Большой золотой медалью в 1899 году на выставке в Берлине. А в следующем году созданный им грузовик получил серебряную медаль на престижной Всемирной выставке в Париже.
Проживая и работая в Германии, Борис Луцкий не прерывал связи с Россией, и по его инициативе фирма «Даймлер» в конце 1901 года подписала договор с Петербургским машиностроительным заводом «Лесснер» на производство автомобилей и судовых двигателей. Прототипом грузовых автомобилей послужили машины конструкции Бориса Луцкого, изготовляемые на даймлеровском заводе в Мариенфельде – предместье Берлина.
В том же 1901 году два таких грузовика, приобретенные российским военно-морским ведомством, были продемонстрированы российскому императору Николю II.
На протяжении нескольких лет Борис Луцкий успешно сотрудничал с фирмой «Лесснер», для которой им был создан целый ряд интересных моделей легковых, грузовых, специальных машин и даже автобусов.
Но в 1905 году Россия потерпела поражение в войне с Японией, а потому была выдвинута государственная программа строительства русского флота. В результате многие заводы, в том числе и «Лесснер», были загружены заказами для него. Производство автомобилей отошло на второй план. Даже изготовление в 1906 году специальных легковых автомобилей лично для председателя Совета Министров царской России С. Ю. Витте и руководителя нефтяных концессий в Персии не подняло интереса к автомобилестроению, фирма «Лесснер», оставив автомашины, обратилась к более выгодным поставкам торпед и оборудования для военных кораблей.
Б. Г. Луцкой на автомобиле своей конструкции
Император всея Руси Николай ІІ на грузовом автомобиле конструкции Б. Г. Луцкого
Накануне Первой мировой войны Борис Луцкий много и плодотворно работал. В 1909–1913 годах им сконструировано и изготовлено три современных для тех лет самолета. Первый из них был построен в 1909 году и являлся первым в мире двухмоторным самолетом, первый полет был совершен 9-го или 10-го марта 1910 года. В 1912 году был изготовлен второй самолет, первый полет на котором совершен 24 февраля 1912 года. Это был первый в мире самолет с соосными винтами. В 1913 году был построен третий самолет – двухместный моноплан, на нем 9 октября 1913 года было перевезено из Иоганнисталя в Берлин и обратно около 500 кг груза.
Ещё раньше по заказу русского Морского министерства Борисом Луцким был создан ряд интересных судовых двигателей. В том числе уникальная силовая установка в 600 лошадиных сил для миноносца «Видный». Борис Луцкий принимал также участие в создании первой русской подводной лодки.
В 1913 году Борис Григорьевич сделал в Петербурге доклад в Обществе промышленников, где предложил построить большой моторостроительный завод. Он готов был принять участие в работе этого завода как главный конструктор, как главный советник. Промышленники задумались, но поскольку были тугодумы, а ждать Борис Луцкий не умел, не любил и не хотел, то вернулся в Берлин.
А тут грянула Первая мировая война. Его в июле 1914 года в Германии арестовали по обвинению в шпионаже в пользу России и посадили в печально известную тюрьму «Шпандау». Там ему неоднократно предлагали работать консультантом на различных военных заводах, но каждый раз он эти предложения отвергал.
Дальнейшая судьба его неизвестна. Даже сведений о дате смерти не имеем: где-то между 1920 и 1929 годами. Могилы его ни в России, ни в Германии до сих пор не найдено.
Большую часть своей жизни Борис Григорьевич Луцкий провел за рубежом, при этом не только сберег российское гражданство, но и очень много сделал для развития автомобилестроения у себя на родине.
И, конечно же, было бы правильным, если бы в его родном городе что-то напоминало о великом земляке – талантливейшем конструкторе Борисе Григорьевиче Луцком. Автор: Георгий СУКАЧ По материалам сайта http://vesvladivostok.ru