3 июля 2008 года исполняется 72 года со дня образования Государственной инспекции по безопасности дорожного движения.
3 июля 2008 года исполняется 72 года со дня образования Государственной инспекции по безопасности дорожного движения.
Датой образования Госавтоинспекции считается 3 июля 1936 года, когда Совет Народных комиссаров СССР своим Постановлением утвердил основополагающий документ - Положение о ГАИ Главного Управления Рабочекрестьянской милиции НКВД СССР. Основными задачами инспекции стали: борьба с авариями на дорогах, контроль за подготовкой водителей, разработка технических норм эксплуатации автотранспорта, его качественный и количественный учет.
В довоенный период, в основном, завершилось решение организационных и кадровых вопросов становления новой милицейской службы. Приказами НКВД СССР утверждены правила выдачи водительских документов, учета и технического осмотра автомобильного парка, порядок проведения углубленной проверки деятельности автохозяйств. В 1940 году были подготовлены и направлены во все города типовые правила уличного движения.
Во время Великой Отечественной войны многие сотрудники ГАИ стали ее участниками, а оставшийся личный состав проводил мобилизацию автомобилей, мотоциклов и тракторов для нужд армии, обеспечивали регулирование дорожного движения и контроль за подготовкой водительских кадров для фронта.
За успешное выполнение служебных обязанностей и проявленные при этом отвагу и мужество многие работники ГАИ и орудовцы получили высокие государственные награды.
В первые послевоенные годы работники ГАИ приняли на себя обязанности по организации движения транспорта и пешеходов. Остро встали вопросы предупреждения дорожно-транспортного травматизма. В состав ГАИ МВД СССР включаются ОРУДы. Вводятся в действие единые в стране правила дорожного движения.
В конце 1960-х и начале 1970-х годов, когда Волжский автозавод приступил к массовому производству легковых автомобилей, именно ГАИ приняла на себя главную тяжесть борьбы с возросшим количеством дорожно-транспортных происшествий. В этот период произошли качественные изменения в организации и деятельности службы: образуются службы ДПС (дорожно-патрульная служба), диагностические станции для проведения государственного осмотра транспортных средств, межрайонные регистрационно-экзаменационные отделы. Значительно укрепилась техническая база ГАИ. При надзоре за дорожным движением стали применяться радиолокационные измерители скорости транспортных средств, вертолеты и патрульно-санитарные автомобили, организовано серийное производство аппаратуры для приема экзаменов по правилам дорожного движения.
Благодаря развертыванию сети стационарных постов на автомобильных дорогах, более жесткого применения мер административного воздействия за нарушение ПДД, создания федеральных компьютерных систем учета информации о похищенных транспортных средствах, введения более защищенных от подделки бланков водительских и регистрационных документов удалось добиться последовательного снижения числа ДТП и краж транспортных средств.
Сегодня перед ГИБДД поставлена задача выхода на новый уровень своего развития, который позволил бы обеспечить еще большую степень защиты участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.