Хотя по медицинским показаниям считается, что лучше всего рожать в возрасте между 20 и 24 годами, многие женщины чувствуют, что в этом возрасте эмоционально они к этому не готовы. Для некоторых женщин (и мужчин), чье детство пришлось на 50-60-е годы, этот возраст был скорее затянувшимся переходным возрастом, чем началом взрослой жизни. Такой сдвиг означает, что женщины достигают эмоциональной зрелости через 10 лет после пика физической зрелости. Но в действительности «пожилая первородящая» не такова, какой она по определению должна быть. Даже в медицинской литературе этот термин появляется все реже и реже. В наши дни 35-летняя забеременевшая женщина не попадает автоматически в группу высокого риска. Одним поводом для беспокойства меньше.
Действительно, если женщина старше 35 лет физически здорова, не бесплодна, не имела выкидышей, ее шансы родить нормального, здорового ребенка почти такие же, как у двадцатилетней, что подтвердили результаты наблюдения 3917 женщин, рожавших в больнице Маунт-Синай в Нью-Йорке. Это исследование, проведенное Гертрудой Берковиц, противоречит результатам предшествующих исследований, в которых утверждалось, что женщины более старшего возраста чаще рожают преждевременно, у них чаще бывают слабые маленькие дети, которые чаще умирают или оказываются больными.
«Правильная оценка реального риска может помочь первородящей женщине более старшего возраста уменьшить стресс во время беременности, который нередко приводит к осложнениями во время родов, - замечает Кристиана Нортруп, доктор медицины, гинеколог из Ярмута, штат Мэн. - Хуже всего, если вас, здоровую женщину, отнесут к категории рожениц повышенного риска, потому что термин сам по себе может оказать на вас отрицательное воздействие. Каждая эмоция сопровождается изменениями в биохимии организма. Если вы посчитаете, что вы больны, вы в самом деле можете заболеть».
Лесли Сил, 38-летняя специалистка по маркетингу, у которой во втором триместре несколько повысилось кровяное давление, считает, что с ней произошло что-то подобное. «Мой врач принадлежит к той категории врачей, которые относятся к беременности как к болезни, - рассказывает она. - Я была совершенно выбита из колеи. Когда у меня стало повышаться давление, он направил меня к специалисту по лечению матери и плода в город, вблизи которого я живу. Каждую неделю я ездила за 30 миль, чтобы проверить давление, пройти ультразвуковое обследование, сдать кровь и мочу на исследование; иногда это были очень сложные анализы. Я знала, что все это в интересах моего ребенка. Но готова поклясться, что давление у меня подпрыгивало каждый раз, когда я видела белый халат. Я стала не просто нервной, я была напугана. Меня постоянно терзала мысль: разве врачи заставили бы меня все это делать, если б мои дела не были совсем плохи?»