Нужна она вам или нет? Безопасна ли она? Поможет ли у вам? У вас наступила менопауза - или она уже позади, - поэтому вам необходимо выяснить все это, и выяснить поскорее. Какой смысл принимать эстроген, когда ваш организм прекратил его естественную выработку?
Решение, которое вы примете, может оказаться одним из самых важных из числа принимаемых в эти годы, оно окажет длительное воздействие не только на состояние вашего здоровья, но и на качество и продолжительность жизни.
«Когда около четырех лет тому назад у меня началась менопауза, мой врач предложил мне принимать эстроген, - говорит 55-летняя библиотекарша Мари Калифано. - Но я не хотела. У меня почти не было приливов или других неприятных симптомов. Я считаю, что менопауза - это нормальный период, через который проходит мое тело. И мне представляется неестественным замещать эстроген, который мой организм не хочет больше вырабатывать. Возможно, я рассуждала бы по-другому, если бы у меня были труднопереносимые симптомы».
Розин Дуайер имела серьезные причины отказаться от эстрогена. «Я принимала его в течение двух лет после того, как у меня в результате хирургической операции в 28 лет началась менопауза, - говорит теперь 38-летняя парикмахер-модельер, - но позднее я решила остановиться». (Менопауза в результате хирургического вмешательства наступает после удаления яичников и матки. )
«Меня больше беспокоили возможные отдаленные последствия эстрогенозаместительной терапии, чем то, что у меня снова начались приливы. Все исследования, о которых я знала, проводились на женщинах в возрасте после 50-60 лет. Складывалось впечатление, что никто не знает, что может случиться с женщиной, которая начала принимать эстроген после двадцати лет и продолжала бы делать это в течение 30 или 40 лет, - говорит она. Кроме того, я читала, что эстроген повышает риск заболеть раком молочной железы и раком эндометрия. Если бы мой врач мог показать мне хоть одну работу, в которой черным по белому было бы написано, что польза от эстрогена перевешивает возможный риск, я, возможно, отнеслась бы к этому по-другому».
Клэрис Харрел, напротив, считает, что эстрогенозаместительная терапия дала ей вторую жизнь. Ее замучили сильнейшие перепады настроения и приливы, которые доводили ее до изнеможения, делали раздражительной, готовой «головой биться об стенку». «Теперь это самое легкое время в моей жизни, тогда как могло бы стать самым тяжелым, - говорит Клэрис, 46-летняя стюардесса. - Я чувствую себя женственной, я, как и прежде, сексуальна, я перестала быть мнительной, и, что самое главное, у меня нет больше таких ужасных перепадов настроения. Даже если бы я узнала сейчас, что эстроген вреден, я бы все-таки продолжала принимать его».