Хотя страх утраты своей привлекательности со временем проходит, страх перед возобновлением рака не исчезает никогда.
«Не то чтобы он постоянно сидел в голове, - подчеркивает д-р Масси. Но женщины признавались мне, что независимо от того, проверяются ли они три, два или один раз в год, они испытывают перед проверкой такие же чувства, как и в момент первоначальной постановки диагноза: их снедает тревога, чувство беспомощности, они не могут спать, их охватывает страх и ужас.
Вот почему очень важно присоединиться к группе поддержки, - говорит д-р Масси. - Женщинам, имевшим операцию по поводу рака молочной железы, необходимо знать, что они чувствуют то же самое, что и любая другая женщина в подобной ситуации, и это нормально.
Кроме того, - добавляет д-р Масси, - если разделить свою ношу, ее легче нести».
Керри Мак-Гинн соглашается с этим. «Все женщины из нашей группы лечились в одно и то же время, - рассказывает она. - У некоторых только удалили узлы, у других была мастэктомия, были и такие, которым делали пластические операции. Мы смеялись, мы плакали, и мы стали близки друг другу, как сестры».
Принадлежность к группе помогла ей также осознать, что все пережитое имело и положительную сторону. «Я зауважала себя, - говорит Керри. - Я думаю, что прошла через тяжелые испытания с достаточным мужеством. Я научилась отличать главное, научилась сама заботиться о себе. Мне нравится, что как личность я стала значительнее».
Ронни Кей разделяет эту позицию. «Я искала внутри себя, искала, за что можно ухватиться, пыталась восстановить чувство собственной ценности, я спрашивала себя и переоценивала такие понятия, как женственность, сексуальность и красота, я примирилась с мыслями о своей смертности, говорит она. - В период операции я больше узнала о себе, чем за долгие годы терапии. Я изменилась и выросла совершенно неожиданно и в лучшую сторону. Я стала больше понимать других, стала более уверенной в себе, более открытой в своих чувствах, я научилась просить и принимать помощь. Сейчас я совсем другой человек, чем была в то время, когда мне сделали мастэктомию. Мне по душе эти изменения. Это может показаться странным, но рак молочной железы стал одним из самых ценных опытов за всю мою жизнь».