• В 300 млн. евро обошлось строительство нового автодрома в Нью-Дели.
• 120 000 мест достигает общая вместимость трибун индийской трассы.
• 5 137 метров составляет протяженность круга автодрома в Нью-Дели. 65% этой дистанции гонщики проходят с полностью нажатой педалью газа.
• Индия стала 30-й страной, проводящей на своей территории национальный Гран-при Формулы-1.
Герой уик-энда: Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
Став двукратным чемпионом мира, Феттель не просто продолжает побеждать – он буквально громит соперников и записывает на свой счет все новые и новые достижения. В Индии, например, Себ завоевал первый в карьере «Большой шлем»: то есть стартовал с поула, выиграл гонку, лидируя со старта до финиша, и установил лучшее время круга. Среди действующих пилотов обладателей «Большого шлема», помимо Феттеля, всего два: пять раз им становился Михаэль Шумахер, один раз – Фернандо Алонсо. Абсолютным же рекордсменом Формулы-1 по данному показателю является Джим Кларк: с 1962 по 1965 гг., на пике своей карьеры, он завоевал восемь «Больших шлемов». Как знать, может быть, самый молодой в истории чемпион перепишет на себя это достижение?
Провал уик-энда: Марк Уэббер (Red Bull Racing)
Заняв третье место в квалификации, австралиец вполне мог принести команде Red Bull дубль, что стало бы отличным дополнением к «Большому шлему» Феттеля, однако Марк в итоге не поднялся даже на подиум: финишную черту он пересек четвертым, завоевав титул «лучшего из остальных». Что удивительно, в Индии всегда славившийся своим упорным характером Уэббер уступал принципиальным соперникам по борьбе за второе место в чемпионате во всем: и в непосредственной борьбе на трассе и в тактической. Через несколько поворотов после финиша его обогнал Баттон, а во время второй волны пит-стопов – Алонсо. Похоже, 30 октября был просто не день Уэббера…
Рекорд уик-энда: Рубенс Баррикелло (Williams)
В то время, как самый молодой двукратный чемпион мира начал устанавливать гроссмейстерские достижения, главный формульный ветеран продолжил бить рекорды продолжительности карьеры. В рамках Гран-при Индии 2011 Рубенс Баррикелло в 320-й раз стартовал и преодолел в гонках Формулы-1 80 0.00-й километр! Если пройденную бразильцем дистанцию вытянуть в одну линию, то эта линия могла бы дважды обогнуть Землю по экватору! Чтобы «перекрыть» подобное достижение, нужно, как минимум, провести в «Королевских гонках» 18 лет…
Как там Виталий Петров?
От выступления первого в F1 россиянина в Индии осталось двойственное впечатление: с одной стороны, на финише, Петрову удалось отыграть пять мест по сравнению со стартовой позицией, с другой – всю гонку он провел в борьбе за «место» под солнцем где-то в глубине пелетона, в основном на дальних подступах к зачетной десятке. Максимум, чего смог добиться Виталий – это отыграть те пять позиций на старте, которых он был лишен за столкновение с Шумахером на предыдущем Гран-при. В целом, картина оптимизма не внушает: заставить болид поехать как следует команде Рено так и не удалось, и в Индии оба пилота конюшни уступили и в квалификации, и в гонке не только четверке лидеров, но и Toro Rosso с Force India.
Тема недели. В чем проблема «Тилькедромов»?
Не раз и не два замечено: гонки на автодромах, построенных главным архитектором Формулы-1 Германом Тильке (формульные острословы прозвали их «Тилькедромами»), как правило, выходят до унылости скучными в плане борьбы и обгонов. До недавнего времени считалось, что все дело вовсе не в трассах, а в конструкции болидов, и радикальные изменения в техническом регламенте F1, произошедшие за последние три года, объяснялись именно необходимостью повысить зрелищность чемпионата, однако Гран-при Индии наглядно показал, что скучными или захватывающими гонки делают не машины, а именно трассы.
Новый автодром в Нью-Дели стал, похоже, первым проектом Тильке, работая над которым тот консультировался не только с комиссаром FIA по безопасности, но и с командами. Причем именно по вопросу о том, как обеспечить максимально возможное количество обгонов: трассу изначально предполагалось сделать не только безопасной, но и интересной для пилотов и болельщиков.
Что в итоге? Хотели, как лучше – вышло, как всегда. Обилия обгонов в ходе первого в истории Гран-при Индии, мягко говоря, не наблюдалось. Если бы не красивая атака Баттона на Уэббера да пара-тройка обгонов в середине пелетона – гонку вполне можно было бы назвать «трамвайной» (это когда пилоты ездят строго друг за другом, а позициями меняются только на пит-стопах).
Проблема на сей раз была не в конфигурации автодрома, а в том, что трасса оказалась слишком грязной: по словам гонщиков, любая попытка атаки соперника была чревата потерей скорости – настолько много пыли и грязи скопилось на полотне кольца в Нью-Дели. Та же проблема – в Бахрейне: трасса расположена в пустыне, песка на ней много, а гонки, за исключением F1, практически не проводятся, поэтому пилоты и не рискуют лишний раз съезжать с оптимальной траектории, предпочитая обгонять за счет стратегии пит-стопов.
Ответ на извечный вопрос «Что делать?» в данной ситуации очевиден: стратегия по активному выводу Формулы-1 на рынки новых для нее стран, взятая на вооружение промоутером F1 Берни Экклстоуном, нуждается в пересмотре. Никто не спорит, что «Формуле» нужны новые трассы, но сейчас их явно в избытке, а гонки на большинстве из них пресны, как постное меню.
Спросите пилотов, на каких автодромах им нравится гоняться больше всего, и они практически в один голос назовут либо «Сузуку», либо «Спа-Франкоршам». Между тем, будущее так называемых «классических» трасс сейчас под большим вопросом, Экклстоун выдвигает для них все более жесткие требования и при этом намекает, что страны, желающие принять у себя Гран-при, чуть ли не в очереди стоят.
Между тем, сам дух Формулы-1, ее особую ауру хранят как раз легендарные автодромы – Сильверстоун, Спа, Монца, Имола, Монте-Карло, Монреаль – история которых не отделима от истории самих гонок Гран-при. Так что старине Берни, чтобы сохранить репутацию Формулы-1 и связь времен, нужно проявлять побольше здорового консерватизма при составлении календаря на очередной сезон. А уж зрелищность парни, которые ездят в этих болидах, обеспечат: вспомним, хотя бы атаку Марка Уэббера на Фернандо Алонсо в «Красной воде»!..