Серьезных ЧП экологического характера в акватории Бердянского порта не было
Серьезных ЧП экологического характера в акватории Бердянского порта не было
В важности и значимости работы порта в Бердянске вряд ли кто-то усомнится. Но не менее важно и то, чтобы грузопоток рос, а наша экология при этом не страдала. Эта важная задача возложена на государственную экологическую инспекцию Азовского моря, которая имеет в нашем городе аналитический отдел и непосредственно пост экологического контроля в порту.
А поскольку по морским правилам государственной границей считается трап иностранного судна, то без преувеличения можно сказать о том, что экологический пост фактически работает на границе.
– Каковы задачи вашей службы? – поинтересовался я у главного специалиста поста экологического контроля в Бердянском порту Сергея Зиньковского. – Как вы охраняете экологические интересы города и страны?
– Тот или иной вред экологии может наносить как груз, так и само судно, перевозящее его. Поэтому нашей задачей является контроль за выполнением природоохранного законодательства, а также норм и правил экологической безопасности. Что это значит? Это значит, что, во-первых, весь груз должен проходить радиологический контроль. То есть уровень радиации должен быть в норме. Кстати, если раньше вся эта работа выполнялась переносными дозиметрами, то сегодня в порту устанавливается стационарный пост радиологического контроля. Причем информация с этого поста при прохождении через него того или иного груза выводится прямо на монитор пограничникам.
– И часто случается выявлять повышенный уровень радиации?
– К счастью, нет. На моей памяти таких случаев не было. Но контроль должен быть. Это правило работает во всем мире.
– Что помимо радиационного контроля?
– Проверка груза. На весь груз должны быть документы, сертификаты и т. д. Груз должен соответствовать этим документам, и мы это проверяем. Кроме того, само судно не должно быть источником загрязнения окружающей среды. Мы мало того, что проверяем международные судовые документы на различные судовые системы, наша задача – проверить и само это оборудование, чтобы оно соответствовало документам. Далее мы должны проконтролировать, чтобы погрузка и разгрузка груза также проходили в соответствии с экологическими нормами и требованиями рабочей технологической карты. Не так, как кому-то захочется, а по технологии, чтобы не нанести ущерб экологии. Удобрения и даже зерно, шрот не должны попадать в море.
Чтобы вы имели представление о масштабах работ, замечу, что за 9 месяцев нынешнего года нашим постом был выполнен экологический и радиологический контроль почти трехсот партий различных грузов. В результате чего было выявлено без малого сто различного рода правонарушений, за которые виновные были оштрафованы в общей сложности почти на 14 тысяч грн.
– Что это за правонарушения?
– В основном, это невыполнение требований экологической безопасности.
– Что это значит?
– А это значит, что нет каких-то сертификатов на груз, либо, к примеру, документация на очистное оборудование не соответствует самому оборудованию.
– То есть эта сотня правонарушений не означает, что в этих ста случаях нанесен экологический вред нашей бухте?
– Конечно, нет. Но невыполнение требований экологической безопасности может иметь неприятные последствия, именно потому за них и наказывают.
– Насколько реальны и насколько часты разливы горючего или каких-либо масел с судов?
– Разливы случаются крайне редко. И подтверждением этому служит мониторинг морской воды, который проводит наш бердянский аналитический отдел экологической инспекции Азовского моря. Так вот, в течение этого года ни в районе городских пляжей, ни в местах сброса очистных сооружений, ни в акватории Бердянского морского торгового порта значительных превышений предельно допустимых концентраций гидрохимического состава воды не было.
– Хорошо, а если судно вышло из порта и произошел какой-то сброс масла, например. Либо это случилось, когда судно стоит на рейде. Как быть? Виновник останется безнаказанным?
– Проблема есть. Но в таких ситуациях проводится серьезное расследование. На каждом судне есть и ведется журнал учета – сколько масла, топлива, куда оно делось. Эти журналы проверяются. Хотя, если стоят три-четыре судна, да еще заправившихся в одном и том же месте, то найти виновника будет непросто, если, конечно, он не попадется на «горячем». Именно потому на рейде в Стамбуле, где сотни судов, там постоянно снуют катера экологической службы, летают вертолеты. Смотрят за тем, чтобы, не дай Бог, никто ничего. Мы от этого пока отстаем, да и штрафы там не в пример нашим.
Но в целом, если вести речь об акватории Бердянского порта (я о большем не могу говорить), то экологическая инспекция справляется со своими задачами. Серьезных ЧП экологического характера у нас нет, и, я надеюсь, не будет.