Переворотам, как и людям, везет в разной степени. Кто-то становится знаменитым «образцом», как украинская «Помаранчевая революция», а кто-то уходит в тень и становится безвестным. Но патриоты России должны знать все попытки изменения государственного строя, которые западные политологи заворачивают в красивую обертку «цветных» революций. Вот о таком, сегодня забытом, но очень важном кусочке оранжевой мозаики рассказывает статья блогера Глеба Клинова.
"Если внимательно посмотреть на карту мира и происходящие на ней политические события, то мы увидим, что список так называемых «цветных» революций значительно обширнее, чем мы привыкли думать. И он не ограничивается украинской, киргизской и грузинской.
Так давайте поговорим о той самой забытой «оранжевой революции», ставшей между прочим первой в XXI веке и по образу и подобию которой были проведены затем перевороты в странах СНГ и на Ближнем Востоке. Речь идет об «оранжевом перевороте» в Югославии, который, в отличие от прочих, имеет менее благозвучное название – «бульдозерная революция». Почему бульдозерная – об этом чуть ниже.
После смерти Иосипа Броз Тито в 1980 году Социалистическая Федеративная Республика Югославия – государство, состоявшее из шести республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Черногория и Македония), объял тяжелый экономический кризис. Н его фоне него обострялись внутренние противоречия и едва удерживался этнополитический баланс в стране. Однако смерть лидера – не главная причина нестабильности. Одна из самых успешных и развитых стран соцлагеря, Югославия оставалась очевидным центром силы на Балканах и такое положение вещей не могло отвечать интересам администрации США.
В мае 1989 г. во главе Республики Сербии встал Слободан Милошевич, который в обстановке крепнущих сепаратистских сил в СФРЮ стал символом возрождения сербского национального самосознания, а значит, основным объектом удара антисербских сил.
В 1991—1992 годах от СФРЮ отделяются четыре республики из шести союзных республик – Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония.
В этот период США делают все возможное, чтобы не допустить переизбрания Милошевича президентом Республики Сербия на второй срок. Пропагандистская машина, а также финансовые ресурсы направлены на поддержку Милана Панича. Американский мултимиллионер сербского происхождения, он незадолго до выборов по приглашению Президента Югославии Добрицы Чосича стал премьер-министром. Широко известен эпизод, когда 14 июля 1992 года, принимая присягу, Милан Панич прочел ее текст на сербском с сильным акцентом, а в конце добавил по-английски: «И да поможет мне Бог! »
Тем не менее, Слободан Милошевич уверенно побеждает на инициированных Паничем досрочных президентских выборах, поскольку международное давление способствует объединению вокруг него всей нации. Панич был отличным бизнесменом, но в политических вопросах оказался не так успешен. В предвыборный период парламент даже пытался вынести ему вотум недоверия, обвиняя в злоупотреблении властью, а телевидение и пресса называли премьер-министра агентом ЦРУ и говорили, что «он закончит свои дни в тюрьме».
А теперь внимательно следите за хронологией событий.
В 1997 году Слободан Милошевич становится Президентом Союзной Республики Югославия, единственным государством на Балканах, которое не заявляло о своем желании вступить в НАТО.
Конфликт в Косово в 1999 году стал отличным «официальным» поводом для окончательного раздробления Югославии.
Вторжение войск НАТО в Югославию начинается 24 марта 1999 года, ведутся бомбардировки Косово («гуманитарная интервенция» — вот как это назвали, а между тем такое название обозначает миротворческую операцию, проводимую ООН с согласия государства, на территории которой она предпринимается). ООН не давало санкции к началу операции, таким образом, действия НАТО в данном случае являют собой всемирную правовую деформацию, когда право уступает силе, диктату одной сверхдержавы.
Давление на Югославию продолжается. Вслед за длительным «подкармливанием» национализмов в союзных республиках Югославии и подстрекательством сепаратистов Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговине, вооруженной агрессии на территории Косово, НАТО и ООН обвиняют Милошевича в военных преступлениях.
И вот наступил 2000 год, новые президентские выборы, на которых демократическая оппозиция, до этого казалось бы безуспешно пытавшаяся оказаться у власти, могла победить. Каким образом? Да все тем же, дискредитацией существующей власти путем массированной пропаганды, инспирированной Западом.
24 сентября 2000 года первый тур президентских выборов не принес явной победы ни Милошевичу, ни основному оппоненту – кандидату от оппозиции Коштунице. Милошевич потребовал проведения в соответствии с законом второго тура голосования. Лидеры оппозиционного блока «Демократическая оппозиция» наперебой заголосили о многочисленных нарушениях, допущенных в ходе голосования. Чувствуете прямую аналогию? При этом в Черногории явка на голосование была минимальной (однако, среди проголосовавших большинство набрал С. Милошевич), а в Косово Слободан Милошевич набрал большинство среди проголосовавшего сербского населения.
Но колеса запущенной пропагандистской машины раскрутились уже на полную мощь и процесс было не остановить.
К 5 октября 2000 года в Белград съехались сотни тысяч митингующих. Тогда-то и произошел эпизод, давший название революции: во время штурма демонстрантами телецентра Белграда Любисав Джокич на принадлежащем ему бульдозере протаранил ограду, став таких нехитрым способом своеобразным символом революции.
6 октября Слободан Милошевич подал в отставку. Из лучших побуждений он решил уйти, чтобы своим уходом ослабить ту блокаду и изоляцию, в которой оказалась его страна. Ради этого Милошевич очевидно согласился и на свой арест 1 апреля 2000 года. Каков же результат? Страна раздроблена, а его самого убили в тюрьме. Вывод – за свою страну надо бороться, даже если борьба кажется бессмысленной. Потому что с такой силой договориться невозможно.
Свою роль с этих поистине трагических для страны событиях сыграл Зоран Джинджич, представитель Демократической оппозиции Сербии. «Эффективный менеджер», не раз заявлявший о своих претензиях на лидерство, в этот раз он рассчитал верно – слишком прозападные взгляды не позволят ему стать лидером. Поэтому на роль президента нужен другой кандидат, которым и стал Воислав Коштуница.
«Джинджич не скрывает, что контакты с представителями силовых структур и так называемыми либеральными элементами внутри Социалистической Партии начались задолго до выборов. Их плодотворность подтвердили революционные события. Полиция не оказывала восставшему народу сопротивления, армия осталась в казармах, представители спецслужб проявили неожиданную лояльность. Джинджич сказал об этом так: «Мы договорились о том, что они не будут стрелять в народ, а если бы полиция вдруг начала стрелять, они бы народ защитили».
Под словом «они» Джинджич подразумевает по крайней мере Йовицу Станишича — бывшего шефа Службы государственной безопасности, когда-то ближайшего сотрудника Слободана Милошевича.
Есть также версия, что некоторые генералы отказались подчиниться приказу Милошевича, который пытался привлечь войска к подавлению народных выступлений. Это было предательство. Президента страны и полное предательство национальных интересов. Милошевич остался без поддержки и возможности удержать страну от распада и хаоса революции.
Также по инициативе Зорана Джинджича арестованный 1 апреля 2001 года по обвинению в превышении должностных полномочий и коррупции Милошевич был 28 июня 2001 передан Гаагскому трибуналу.
11 марта 2006 года Милошевич скончался в тюрьме.
Последствия мы можем наблюдать совершенно очевидные. Одержавшая победу в 2000 году демократическая коалиция распалась через два года.
Сегодня Югославии больше не существует – она раздроблена на множество мелких государств.
Сербия лишилась Косова, своей исконной территории. Окончательно Югославия прекратила существование с выходом из союза Черногории 3 июня 2006 года.