Идея легализации торговли "красивыми" или, как их ещё порой называют, "блатными" номерами для автотранспорта не нова. Возможность официально поставить продажу привлекательных номеров на поток будоражит умы представителей власти разных уровней не первый год.
Выдача номеров или коррупционная опасность для страны?
Группа народных избранников нижней палаты Законодательного Собрания РФ, среди которых наибольшую активность проявили депутаты А. А. Агеев, М. И. Сердюк, А. В. Беляков и некоторые другие, разработала и внесла на суд своих коллег очередной проект закона, касающийся выдачи и оплаты тех самых "красивых" номеров. Указанный законопроект уже в названии объясняет свою необходимость. Так, высшие власти страны продолжают вести непримиримую борьбу с "коррупционными проявлениями", теперь связанными с выдачей регистрационных знаков на авто- и мототранспортные средства. Похожее пояснение можно прочесть и в карточке проекта закона, опубликованной на официальном сайте Государственной Думы.
С правовой стороны документ предусматривает внесение изменений в норму статьи 333.33 Налогового Кодекса РФ, которая, в том числе, посвящена размерам государственных пошлин, установленных к оплате за совершение процедуры государственной регистрации авто- и мототранспорта. В случае если предлагаемый законопроект будет одобрен депутатами и подписан президентом страны, для получения некоторых номерных знаков потребуется уплатить государственную пошлину в стократном размере к установленному размеру пошлины. Стоит напомнить, что на сегодняшний день, получить номера на автомобиль обойдётся в 1500 рублей. Витиеватая формулировка проекта закона устанавливает, что: "по отдельным ходатайствам на специальный заказ сочетания (комбинацию) символов (букв и или цифр)" пошлина устанавливается в стократном размере. Официальную продажу "особых" номеров предлагается начать уже с первого дня будущего 2014 года.
Пермские идеи
Рассмотрение законопроекта планируется в сентябре 2013 года. Любопытно, что одним из главных идеологов узаконивания торговли "красивыми" номерами изначально был Олег Чиркунов, занимающий пост губернатора Пермского края. По словам первого заместителя руководителя думского комитета по безопасности М. Гришанкова, вносившего, в соответствии с установленной процедурой законопроект в парламент, идея о легальной продаже номеров высказывалась Чиркуновым ещё год назад. И вот, после многочисленных процедур согласований проекта с подразделениями ГИБДД и МВД разных уровней, а также с рядом иных инстанций, работа над проектом закона подошла к финальной стадии.
Правда, почему пермский губернатор столь активно лоббирует принятие указанного закона, можно только предполагать. Первоначально возложить ответственность за процедурой продаж регистрационных знаков предлагалось именно на высшие региональные власти, привлекая региональные бюджеты. В таком случае, контроль над процессом выдачи "красивых" номеров переходил бы от руководителя местного подразделения ГИБДД к региональному руководству. Именно губернатор и его подчинённые стали бы выбирать те или иные "варианты, представляющие интерес" и "соответствующие предложения, поступающие от физических и юридических лиц, пожелавших поучаствовать в электронных торгах по продаже номеров". Очевидно, что подобный источник наполнения краевого бюджета, по мнению пермского губернатора, мог бы значительно помочь региону.
Как бы то ни было, каков будет порядок торгов номерами, устанавливаемый предложенными поправками, и кто будет контролировать процесс продажи, может стать известно не ранее осени. Помимо закрепления возможности продажи "красивых" номеров, законопроект содержит ещё ряд некоторых моментов, в основном, технического характера, касающихся регистрацией транспортных средств.
Мнение ГИБДД и экспертов
При внесении законопроекта год назад, когда он разрабатывался исключительно для определения "порядка предоставления государственных регистрационных знаков для личного автомототранспорта "особенного" образца", идею поддержали и представители дорожной полиции. По словам теперь уже бывшего руководителя департамента ГИБДД, дорожная инспекция в полной мере поддерживает идею официальной продажи "красивых" номеров и выставления их на аукционы.
Первоначальным предложением при разработке проекта, было организовать продажу регистрационных номеров через сеть Интернет. Таким образом, приобрести особенный номер могли бы физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных структур, дипломатических консульств и представительств, а также международных организаций.
По мнению одного из разработчиков законопроекта депутата Михаила Сердюка, поступающие в бюджет денежные средства от продажи номеров не должны растворяться среди прочих доходов бюджета. Для них необходимо предусмотреть целевое расходование, например, на нужды дорожного строительства и обеспечения безопасности движения на дорогах.
Большая часть экспертов высказались в поддержку обсуждаемого проекта закона. Бывший руководитель главного управления ГИБДД, а ныне - депутат Совета Федераций Владимир Федоров уверен, что оптимальным мог бы стать регламент выдачи номеров, когда граждане, при регистрации транспортного средства и получении номерных знаков, выбирали бы из номеров, имеющихся в распоряжении ГАИ к моменту совершения регистрационных действий. Такой вариант, практически, повторяющий действующую процедуру, был бы наиболее дешевым и доступным для всех. При этом за дополнительную плату, каждый желающий получить оригинальный номер, мог бы заказать его, с учетом всех требований ГОСТа. Кроме того, господин Федоров отметил, что подобные инициативы совсем не обязательно закреплять на уровне федерального закона. Вполне достаточно нормативного акта правительства страны.
Позиция лидера движения автомобилистов России Виктора Похмелкина хотя и положительна, но выглядит несколько наивной. Виктор Похмелкин полагает, что с введением системы официальной продажи номеров на дорогах будет наведён относительный порядок. Развивая свою мысль, Похмелкин поясняет, что сегодня сотрудники ГИБДД, как правило, не связываются с владельцами машин с блатными номерами. В том случае, если дорожные полицейские будут знать, что такие номера просто обошлись их владельцу дороже, они смогут спокойно тормозить.
Разработчики указывают в пояснительной записке, что предлагаемая ими практика по продаже "красивых" номеров уже давно используется во многих странах Европы, США и Азии. Так, например, ссылаясь на опыт Великобритании, авторы законопроекта указывают, что с 1989 года, года на Туманном Альбионе были узаконены торги по продаже "красивых" номерных знаков, в бюджет страны поступило дополнительно около полутора миллиарда фунтов стерлингов. Сложно давать оценку экономической выгоды от продажи номеров в России, но вот, как отмечает всё тот же бывший глава ГИБДД МВД РФ В. Федоров, узаконив торговлю "красивыми" номерами, власть закроет коррупционный путь их распространения. Тем самым, уважаемый сенатор, вероятно, признал, что за время своего руководства дорожной полицией огромной страны, он так и не смог наладить порядок в своём ведомстве, даже в таких вопросах, как регистрация транспортных средств.
Правда, остаётся непонятным, что будет мешать чиновникам, вне зависимости, будут ли они работниками ГИБДД или управленцами региональных администраций, "придерживать" "блатные" для заинтересованных в них покупателей.
Расценки "чёрного рынка" и опыт регионов
По неофициальным данным, сегодня стоимость комбинации из трёх одинаковых цифр, типа: 222 или 333 обойдётся будущему владельцу таких номеров в столице, примерно в 20 тысяч рублей. Зеркальная комбинация, вроде 535 или 121 стоит в пределах 10-15 тысяч рублей. При этом неофициальные расценки в регионах ещё ниже. Так, чтобы получить регистрационные знаки с аналогичными комбинациями, например во Владимире или Вологде, достаточно будет заплатить всего 5-7 тысяч рублей. Другое дело, когда "красивое" сочетание цифр сопровождается "непростыми" сериями букв. Например, стоимость "красивого" номера серии ААА в Москве оценивается уже в несколько сотен тысяч рублей, а к магическим ХХХ, бывает не подступиться без миллиона. Но идея об установлении 100-кратной цены за "красивые" номера, скорее всего, не оправдает себя даже в Москве, не говоря уже про регионы. Ведь платить 150 тысяч рублей просто за три пятёрки или четвёрки желающих наберётся совсем не много. Вместе с тем, в число продаваемых "красивых" номеров не будут входить особые серии регистрационных знаков с буквенными сериями, типа АМР или ЕКХ, которые используются на автомобилях высокопоставленных чиновников и сотрудников ряда силовых структур. А ведь именно такие номера пользуются особым спросом на "черном рынке" регистрационных знаков.
Кстати, вспоминая регионы, очень любопытным можно назвать опыт местных властей Твери и Архангельска, где несколько лет назад, по негласной договорённости областных и городских чиновников с представителями ГИБДД, т. н., красивые номера с одинаковыми буквами и цифрами, вроде Т222ТТ или К444КК, устанавливались исключительно на автомобили коммунальных городских хозяйств регионов. Таким образом, с "красивыми" номерами в Твери и Архангельске разъезжали мусоровозы, ассенизаторские грузовые цистерны и прочая подобная спецтехника.