Недавно гостем телепередачи «С позиции власти» был Индулис ЭМСИС, сменивший на посту премьера Эйнара Репше. Каким руководителем государства станет доктор биологических наук, бессменный лидер Партии зеленых, судить рано. Приоритетами он считает внутреннюю стабильность общества и его благосостояние. Г-н Эмсис, по его словам, готов ради этого к диалогу со всеми политическими силами страны. Но одно дело вести диалог, а другое – признать аргументы оппонента… Сможет ли новый премьер что-либо изменить? Пока остается составить мнение о будущей работе Кабинета министров под руководством нового премьера по его ответам на вопросы журналистов.
Ни левый, ни правый. Зеленый…
– Я понимаю, что шаг вправо, шаг влево, и правительства не будет. Поэтому наши действия должны быть очень четкими и взвешенными.
– Но левые вас поддержали – часть гласно, часть – негласно. Без их поддержки правительству не быть. Чем их голоса дальше привлекать будете?
– Уж покупать их точно не будем. Как не будем и менять политику своей партии.
– Что будет первоочередным заданием вашего Кабинета?
– Будем доделывать все, что должны перед вступлением в ЕС. На первом собрании нового КМ мы уже прикидывали, как максимально ускорить прохождение постановлений правительства, всевозможных бюрократических согласований, чтобы успеть как можно больше сделать к 1 мая…
– Однако в нынешнем Сейме вам вряд ли удастся ускорить прохождение законопроектов…
– Это так. Но около 85% законопроектов поддерживают не менее 80 депутатов из ста – и правые, и левые, и центр голосуют за разумные, прагматичные предложения. Предвижу и трудные случаи, но с такими законопроектами мы будем тщательно работать в комиссиях и во фракциях, чтобы до принятия решений на пленарном заседании четко выработать общую позицию.
– Одно из главных требований ЕС – ратификация Рамочной конвенции по защите прав нацменьшинств…
Поспешать в Европу,
но не спеша…
– До 1 мая ратифицировать ее уж точно не успеем. Стоит напомнить, что не все страны, входящие в ЕС, ратифицировали эту конвенцию, и Латвия не будет последней. Вступить в ЕС это нам не помешает. Но понятно, что в обозримом будущем ратифицировать придется. И я надеюсь на комиссию Сейма по подготовке конвенции к ратификации, которая должна выработать оговорки к ней. И на широкое обсуждение этого вопроса в обществе.
– ЕС также настоятельно рекомендует дать негражданам право участвовать в выборах Европарламента и местных самоуправлений?
– Ближайшие выборы в самоуправления и в ЕП, скорее всего, пройдут по нынешнему порядку. А если нам удастся ввести второй уровень самоуправлений, то следующие выборы в них совпадут с выборами следующего состава Сейма. Затрудняюсь точно предположить, но, скорее всего, к этому времени неграждане смогут в них участвовать.
– В Европарламенте «зеленые» традиционно в блоке с левыми. Латвийские «зеленые» – с правыми. Если ваша партия пройдет на выборах, то с кем вы там будете?
– В ЕС представлены две ветви «зеленых». Одна более левая, радикальная, антиглобалистская, вторая – более умеренная, с ней мы уже сотрудничаем и будем сотрудничать.
Законы должны быть ясными
– Как собираетесь «зеленую идею» совмещать с интересами бизнеса? Ведь зачастую бизнесмены-частники варварски относятся к природным ресурсам, включая даже заповедные прибрежные полосы, а по обязанности премьера вы должны Бизнес продвигать…
– Есть управа на них – это закон. Если в Латвии к законам будет серьезное отношение, а сами они будут предельно точно сформулированы, что можно, а что нельзя и в них не будет лазеек для обхода запретительных норм, то все будет в порядке.
– А «итальянской забастовки» не получится? Известно, что если соблюдать абсолютно все правила работы, то саму работу выполнять времени не останется…
– Вы правы, если имеете в виду всевозможные бюрократические преграды. В нашей правительственной декларации записано, что мы будем всячески их уменьшать. Это уменьшит трудности как у бизнесменов, так и у власти.
– Целлюлозный завод строить будете?
– В таком виде нет. Считаю, что проект должен осуществляться частными владельцами лесов Латвии на паях с государством, он должен стать и менее вредным для экологии. А участие иностранного капитала смахивает на колониальную политику.
– Кстати, о колониализме. Стараниями Репше Латвия теперь навеки колония Telia Sonera, а ее жители – данники «Латтелекома»?
– К сожалению, решения даже уходящего правительства юридически неоспоримы.
– Смягчить последствия «пакта Аксенока» удастся?
– Четкого рецепта пока нет. Но будем пробовать сделать это подходами к приватизации. Государство владеет 51% акций «Латтелекома» и может ими распоряжаться.
– Зарплаты по примеру предшественника повышать себе и коллегам не собираетесь?
– Считаю их даже слишком большими. И саму систему их получения не считаю справедливой. Зарплаты министров, как и всех чиновников и должностных лиц, должны быть привязаны к показателям развития народного хозяйства страны.
– Как думаете разгребать проблемы вокруг реформы образования?
– Мы рассмотрим готовность каждого 10-го класса и каждого учителя каждой школы к реформе и на базе этих данных разработаем для каждой школы индивидуальный план перехода. Раз закон принят, то дело КМ и ответственного министерства обеспечить его претворение в жизнь.
– Только что вы говорили о том, что следует добиваться соблюдения законов всеми и каждым. А теперь призываете его нарушить, допуская переход школ к реформе «по готовности», хотя в законе твердо определена языковая пропорция 40:60… Может, стоит отменить невыполнимую и не нужную норму, чтобы не создавать прецедент неисполнения закона?
– Сейчас в Сейме преобладает мнение, что реформа оправданна и закон исполним. Но в моей власти так изменить правила КМ, чтобы Министерство образования и чиновники самоуправлений смогли реализовывать реформу постепенно. Если это не получится, тогда придется обращаться в Сейм. Но я думаю, что закон там вряд ли изменят…
Денежные потоки
направим
в нужные русла
– За последний месяц инфляция составила уже 1,2% и цены продолжают расти. А после 1 мая следует ожидать еще более быстрых ее темпов. Что собирается делать ваше правительство для обуздания дороговизны?
– Будем с министром финансов встречаться с президентом Банка Латвии и сообща оценивать ситуацию на рынке, влияние его на потребителей и решать, что можно сделать. Конечно, у правительства нет рычагов для влияния на рыночное ценообразование. Но изменением движения денежных потоков и увеличением денежных пособий для нуждающихся мы можем смягчить ситуацию.
– Латгалия названа наибеднейшим регионом из всех вступающих в ЕС стран. Есть ли у вашего КМ концепция развития регионов и Латгалии в частности?
– Не одна Латгале нуждается в помощи, хватает узких мест и в Курземе, и в Видземе, где дела, мягко говоря, неблестящи. Будем стараться помогать целенаправленно, и не только деньгами ЕС, которые, конечно же, в основном должны пойти в регионы, но и госбюджетными. И постараемся уменьшить давление государства на бизнес в регионах, дав ему свободней развиваться. А еще будем сворачивать структуру регионов, покончив с практикой ликвидации закрытия школ, больниц и самоуправлений. Пока они нужны живущим там людям, они должны работать. А то получается, что государство одной рукой экономит деньги, сворачивая региональную инфраструктуру в одном месте, а другой вкладывает эти деньги в те же структуры в другом, трудно доступном для жителей месте. Лучше эти средства оставить на месте.
А соседей сделаем
приятными
– Как с Россией строить отношения собираетесь?
– Буду лично стараться возобновить диалог. Не дело, что межгосударственная группа по переговорам с РФ практически не работает. Пора восстановить нормальные отношения и решать накопившиеся проблемы, и прежде всего проблему границы.
– Ну а как быть с присутствием НАТО? Уже патрулировать территорию Латвии собираются. Вряд ли Россия от этого будет в восторге…
– Этот вопрос не мы уже решать будем, а НАТО. А Россия собирается с НАТО договор о партнерстве заключать.
– Ужесточение визового режима не назовешь дружеским шагом. Не собираетесь его облегчить хотя бы для тех россиян, которые в Латвии отдыхать собираются? Да и туризму польза, той же Юрмале…
– Я уже говорил с МИД ЛР на эту тему, и там есть идеи, как улучшить положение с консульскими услугами в России, чтобы желающие получить визу в Латвию не томились в очередях.
– А как с темой оккупации быть? Член вашего кабинета Рихард Пикс, шеф МИД ЛР, заявил в интервью, что русских так много в Латвии из-за оккупации. Но ведь многие сюда приехали по приглашению тогдашних властей Латвии, которой не хватало рабочих рук. А многие «оккупанты» даже родились на ее территории, ни сном, ни духом не виновные в «грехах» своих родителей… В чем же они виноваты?
– Такие высказывания относятся не к конкретным людям, а к политике. Чтобы решить раз и навсегда этот вопрос и больше к нему не возвращаться, нужно, чтобы Россия признала факт советской оккупации Латвии. Большинство стран мира этот факт признало (?!), а Россия нет. Поэтому и существует напряженность. Но люди не виноваты в том, что две страны не могут найти общий взгляд на историю.
– Но благодаря такому признанию часть жителей Латвии лишили гражданства страны, в которой они жили легально. Даже тех, кто родился в ней. И даже тех, «вина» чьих предков только в том, что они покинули Латвию во время Первой мировой войны, а вернулись после Второй, не побывав гражданами Первой республики…
– Согласен, что Закон о гражданстве не идеален, будем смотреть, что и как можно в нем улучшить. Во всяком случае, у новорожденных должно быть право гражданства по месту рождения при желании их родителей.
– Не кажется ли вам, что пора исправлять ошибки Народного фронта, который обещал всем жителям Латвии и равноправие, и гражданство, и образование на родном языке и даже – страшно сейчас вспомнить – официальный статус русскому языку…
– Как участник НФЛ могу сказать, что хоть и помню, как все было, но вернуться в те времена уже невозможно. Потом было много правительств и нужно отслеживать, как и что менялось, и стараться находить приемлемые решения. Это, конечно, будет не сразу. Но я обещаю поддерживать диалог по всем острым вопросам.