Об авторе: Махмут Ахметович Гареев - президент Академии военных наук, генерал армии.
В этом разделе речь будет идти о характере возможных войн и конфликтов, проблемах борьбы с терроризмом, задачах военной организации России, в том числе МВД, ФСБ, МЧС и других структур, направленности и приоритетах военного строительства, возможных способах применения Вооруженных сил и других войск, организации военного управления и военной службы.
Главной особенностью международного противоборства и войн XXI века становится все более тесное переплетение социально-политических, экономических, информационных и военных процессов.
С учетом изложенных выше угроз для российских Вооруженных сил и других войск первоочередной становится готовность к выполнению боевых задач в локальных войнах, вооруженных конфликтах и антитеррористических операциях. Но при определенных обстоятельствах возможно возникновение крупномасштабной региональной войны, непосредственной угрозы которой пока нет, но полностью ее исключать нельзя и необходимо обеспечить хотя бы мобилизационную готовность Вооруженных сил к таким войнам.
Невозможно, приспособив Вооруженные силы к действиям только в мелких конфликтах, затем спешно перестроить их к серьезной войне. Вооруженные силы, безусловно, должны овладевать способами борьбы с терроризмом, но не упрощать эту сложную проблему.
О роли ядерного и обычного оружия. Войны будущего будут вестись, как правило, лишь с применением обычного, главным образом высокоточного оружия, но при постоянной угрозе применения ядерного оружия. Для России при крайне неблагоприятном соотношении сил на всех стратегических направлениях ядерное Оружие остается важнейшим, наиболее надежным средством стратегического сдерживания внешней агрессии и обеспечения своей оборонной безопасности.
Вместе с тем при новом характере угроз нельзя абсолютизировать ядерное оружие. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что в связи со снижением возможностей наших космических средств, системы СПРН и ударных средств СЯС, а также созданием стратегического ПРО, все более проблематичным становится нанесение не только ответно-встречного, но и достаточно эффективного ответного удара по потенциальному противнику. Поэтому ядерный потенциал нужно наращивать.
Одновременно в военной доктрине необходимо обратить внимание на развитие сил общего назначения – ВВС, ВМФ, Сухопутных войск. При огромной территории России и возможном появлении в будущем потенциальных противников на востоке и юге, делающих основную ставку на наземную составляющую военной силы, наша страна без достаточно сильных группировок сил общего назначения обойтись не может. Без пограничных войск и минимально необходимых группировок Сухопутных войск на важнейших стратегических направлениях невозможно обеспечить даже устойчивость базирования ВВС, войск ПВО, ВМФ, других войск и функционирования всей инфраструктуры страны.
Предлагается закрепить принятые решения по смешанной системе комплектования Вооруженных сил, придавая приоритетное значение контрактной системе комплектования личным составом.
Решающее значение воздушно-космической обороны, роль обычного стратегического оружия как решающего средства ведения войны, средств воздушно-космического нападения. Увеличивается пространственный размах вооруженной борьбы. Оружие будущего и возросшие боевые возможности ВС позволят наносить мощные удары на всю глубину расположения воюющих государств и прежде всего по экономическим и энергетическим системам, узлам и коммуникациям. Следовательно, срыв воздушно-космического нападения приобретает для обороняющейся стороны решающее значение. Поэтому задача его отражения должна решаться не только Войсками ПВО, а объединенными усилиями и активными ударами, действиями всех видов Вооруженных сил. В этом смысл объединения ВВС и Войск ПВО. Но и этого теперь уже недостаточно.
Объективно возникает необходимость не восстановления отдельного вида ВС – Войск ПВО – как это иногда предлагается, а создание единой системы ВКО, объединив в ее рамках все силы и средства ВВС, ПВО, ПРО и ПКО. Поскольку воздушно-космические средства противника будут производить пуски ракет за сотни и тысячи километров до подхода к цели, в первую очередь необходимо создавать авиационные и противовоздушные комплексы, способные перехватывать средства нападения противника на дальних подступах к нашим объектам.
Настало время по достоинству оценить решающее значение не только начального периода войны, но и – прежде всего – первого стратегического удара. Как показывает опыт войны в районе Персидского залива и в Югославии, противостоять первому массированному удару, ориентируясь только на ответные действия, невозможно.
При хорошо поставленной разведке, установив приготовления противника к нападению, можно заранее привести в боевую готовность ударные средства и буквально с первых минут военных действий нанести ответно-встречные удары по его ракетным, авиационным и морским дальнобойным средствам. И при борьбе с терроризмом наиболее эффективными являются упреждающие действия.
При применении вооруженных сил для борьбы с террористами необходимо: с одной стороны – активные упреждающие действия и удары; с другой стороны – высочайшая бдительность всего личного состава, надежная охрана и оборона всех государственных, общественных и других объектов на территории страны и всех элементов оперативного построения войск, базирования флота, коммуникаций, аэродромов, пунктов управления, объектов тылового и технического обеспечения. Каждый элемент боевого порядка, штабы, тыловые и технические органы должны быть обучены охране, обороне и активной борьбе с террористами самостоятельно, ни на кого не надеясь.
В Военной доктрине должны содержаться требования к системе военного управления. Разрабатываемые в последнее время меры по совершенствованию оргструктуры Вооруженных сил и других силовых ведомств желательно включить в военную доктрину. Стратегическое планирование и оперативное управление военной силой государства должно осуществляться ВГК, министром обороны через Генеральный штаб с активным участием главкоматов видов ВС.
В условиях, когда стратегические задачи решаются совместными усилиями различных видов Вооруженных сил и планирование операции осуществляется не по видам ВС, а по совместно решаемым стратегическим задачам, Генштаб и главкоматы видов ВС должны представлять собой не различные инстанции, а выступать как единый орган стратегического управления Вооруженными силами под руководством Ставки ВГК. Создаваемые на важнейших направлениях стратегические командования нецелесообразно превращать в промежуточные звенья между ВГК и округами (фронтами), ибо это будет снижать оперативность управления войсками (силами). При всех обстоятельствах органы, призванные планировать операции и управлять войсками, должны иметь в своем подчинении органы тыла и технического обеспечения.
Планирование операций (с участием главкоматов), постановку задач объединениям на ТВД ВГК более рационально осуществлять через Генеральный штаб, возлагая на эти командования руководство всеми силами и средствами на ТВД, организацию выполнения оперативных задач, поставленных ВГК, контроль за их выполнением.
Представляется также контрпродуктивным снижение статуса главкоматов видов ВС, превращение их в «главные управления видов ВС». Можно и нужно уточнить их функции, особенно в части стратегического планирования и оперативного управления войсками (силами). Но при всех обстоятельствах оставить за ними задачи по развитию вооружений, боевой подготовки войск, подготовке кадров, организации службы войск и других административных вопросов. Без ведущей роли главкоматов видов ВС может снизиться общий уровень руководства Вооруженными силами.
В подразделе, посвященном направленности воинского обучения и воспитания личного состава, целесообразно закрепить незыблемое положение – готовить Вооруженные силы к тому, что может потребоваться на войне, в реальном деле. Для этого необходимо прежде всего создавать на всех занятиях и учениях обстановку, характерную для современных боевых условий, и проводить их в более требовательной обстановке. Обе эти стороны боевой подготовки в настоящее время имеют серьезные изъяны и не лишне еще раз обратить внимание на преодоление показушного характера боевой подготовки войск и органов управления.
Наконец, в этом разделе Военной доктрины целесообразно также обратить внимание на то, чтобы во всех проводимых преобразованиях Военной организации РФ желательно полнее задействовать человеческий фактор. Для этого прежде всего требуется всем государственным органам, ведущим партиям более настойчиво работать по преодолению негативных явлений в обществе по отношению к военной службе, идеям защиты Отечества.
Основой военного управления должно остаться единоначалие на правовой основе. Разумеется, в военной доктрине будет сказано и о гражданском контроле над военной организацией. Но желательно, чтобы и эта форма контроля была построена на правовой основе и проникнута заботой как о правах военнослужащих, так и пониманием предназначения, специфики военной организации, общей заинтересованностью в укреплении правопорядка и дисциплины в воинских частях.
В Военной доктрине целесообразно также определить основные направления совершенствования системы военного образования.
Во всей полноте должны быть обеспечены меры по социальной защищенности военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, повышен уровень их материального обеспечения. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru