Нововведения в организации оплаты проезда в городском автомобильном транспорте вызывают определенную обеспокоенность части бердянцев. Как и все новое, они воспринимаются ветеранами с настороженностью и недоверием. Уважаемые ветераны, не спешите делать поспешные выводы, давайте вместе взвесим все «за» и «против».
Начнем с того, что законодательство Украины (Законы Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы», «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», «О социальной защите детей войны», «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста», «О статусе ветеранов воинской службы и ветеранов органов внутренних дел и их социальная защита», постановление Кабинета Министров Украины от 17.05.1993 № 354) предусматривает для всех ветеранов войны, Вооруженных сил и МВД, детей войны, чернобыльцев, пенсионеров по возрасту, инвалидов всех групп, ветеранов труда бесплатный проезд в городском транспорте.
Но, в связи с недостаточным выделением средств из государственного бюджета (а до 2002 года финансирования вообще не было), в городе сложилась ситуация когда одни льготники – инвалиды войны, участники боевых действий, чернобыльцы, инвалиды 1-2-й групп и дети-инвалиды – около шести тысяч граждан – ездили бесплатно. Другие, а их большая часть – свыше 32 тысяч бердянцев – дети войны, пенсионеры по возрасту, ветераны труда, инвалиды 3-й группы, ветераны Вооруженных сил, семьи погибших оплачивали за проезд 50% от стоимости, то есть 1 гривну. Со 2 октября эти категории льготников тоже имеют возможность бесплатного проезда городским транспортом. (См. таблицу).
Это, скорее, хорошо, чем плохо. И вот почему.
Во-первых, выполняются требования законодательства Украины и Постановление Кабинета министров, без чего результаты конкурса перевозчиков были бы незаконными и в любой момент могли быть отменены. Без наличия автобусов, работающих на общем режиме, – с льготами для пассажиров, четким графиком движения, следованием со всеми остановками – нельзя разрешать использование транспорта в режиме маршрутного такси.
Одной из особенностей движения автобусов в общем режиме является регулирование стоимости проезда облгосадминистрацией. На сегодня это 1,5 грн. То есть, из государственного бюджета за проезд одного льготника будет проводиться компенсация этой суммы. Кто скажет, что этого не нужно было делать?
Во-вторых, на каждом маршруте будет курсировать от одного до двух транспортных средств по графику, опубликованному в городской прессе. А вот здесь можно засомневаться: этого достаточно или нет?
Конечно, хотелось, чтобы автобусы на общем режиме курсировали чаще или имели другой график движения. Это можно и нужно обсуждать, учитывая рост цен на газ для автоперевозчиков с 1 октября в среднем на 70 копеек. И количество рейсов можно будет пересматривать в зависимости от выделенной субвенции из государственного бюджета.
В-третьих, в каждом маршрутном такси, которые как ездили, так и будут ездить, определено 2-3 места для бесплатного проезда всех льготников. При этом компенсация перевозчикам за предоставление бесплатного проезда выплачиваться не будет.
Это позволит всю компенсацию из государственного бюджета направить на общий режим, а, следовательно, тоже говорить, в случае необходимости, об увеличении количества рейсов в общем режиме движения.
Конечно, чего греха таить, ряд горожан, которые ранее ездили всегда бесплатно, могут ощутить некоторые неудобства. Но ведь стоит попробовать? А потом уже с фактами, без эмоций обсуждать конкретные предложения по конкретным маршрутам и графикам движения. Автор: Наталья Токмань, начальник управления труда и социальной защит населения