Забрасывались на машинах до озера Наговье. На северной его оконечности есть хорошее место для сборки стапеля. Грунтовая дорога проходит совсем рядом с озером, от дороги вправо уходит в сторону озера хорошо заметная дубовая (?) аллея (практически единственное, что осталось от усадьбы, которая находилась на берегу озера), проехать по ней можно в сухую погоду. Но не всегда. ‹ kartinki serezha niva. jpg
Если этот участок успешно преодолен, то можно смело спускаться к самой воде. Озеро Наговье. ‹ kartinki serezha nagove. jpg
Сережа вытекает из юго-восточной оконечности озера. Первые метров 100-200 течение не заметно, речка достаточно широкая. Затем становится слышен шум первого (и, собственно, единственного на реке) порога. Первая его ступенька заметна с воды. ‹ kartinki serezha porog_z. jpg
Просмотр обнос обход - по правому берегу, заход в порог - по левой протоке. Самое узкое место - между опорами бывшего моста (или плотины) ‹ kartinki serezha porog_2. jpg
Около левой опоры лежит остов деревянного катера. Проходить лучше ближе к катеру. За опорами река разбивается на несколько проток. Самая крупная - левая. Порог даже в большую весеннюю воду особой сложности не представляет. Линия движения очевидна. Правда хватает камней в струе, но при слаженной работе экипажа можно пройти не цепляя даже на груженом «Таймене». Хотя особо талантливые умельцы умудряются ломать это судно пополам на обливных камнях, справа от левой протоки. (Впервые видел «Таймень» с пробитой кильсоном шкурой, сломанными фальшбортами и стрингерами привальниками. ) После порога большой широкий плес. На нем удобно собирать урожай потерянных в пороге вещей. Стоянки есть на самом пороге (на правом берегу) чуть пониже порога и на левом берегу под ельником. После плеса речка уходит влево небольшой приятной шиверкой. ‹ kartinki serezha shivera. jpg
Далее после автомобильного моста речка течет в неглубоком овраге. Лес по берегам весьма живописен. Основные препятствия на этом участке - одиночные (и не очень) деревья, лежащие торчащие упавшие в реку («расчески»). Струя везде достаточно мощная, речка постоянно петляет. Приблизительно через час после моста первый завал. Далее завалы и «расчески» будут основными препятствиями практически до самого Головково. Преодоление завалов меньше всего проблем доставляет полиэтиленовым лодкам (еще один плюс в их пользу) - короткие завалы можно «перепрыгивать с разбега», на небольшие можно запрыгивать и переползать их, руками отталкиваясь от бревен. Совсем уж глухих завалов (непроходимых даже для полиэтилена) мало - не более 3-4.
Когда постепенно начинают попадаться открытые места справа и короткие шиверки перекаты - это значит вы подходите к Головково. Начинаются самые интересные места. Чем ближе к Головково, тем шиверки становятся все более протяженными и мощными. Течение достаточно быстрое даже на спокойных участках. После линии связи - автомобильный мост и на правом берегу собственно Головково. Зачалиться и вылезти на берег можно за мостом. В деревне нет магазина, но местные жители могут показать дом, в котором можно купить яйца, картошку, огурцы и спирт (для желающих).
Шиверы продолжаются и после Головково. Здесь речка имеет, видимо, наибольшее падение - оно хорошо заметно даже на глаз. Глухие завалы больше не встречаются, речка меньше петляет, становится шире. Этот участок, примерно до Бельково, наверное самый интересный на реке. Шиверы будут попадаться и дальше, но таких протяженных уже не будет. После Красноселья идет уже абсолютно спокойный участок до самой Плоскоши.
В целом Сережа производит хорошее впечатление. Река не очень посещаемая, поэтому еще достаточно чистая.
Транспорт:
(Поскольку весь путь от дома до речки был проделан на автомобилях, то подробной информации о близлежащих станциях и автобусном сообщении нет. )
Ближайшая станция - Торопец. Ветка Бологое - Великие Луки.
Южнее Торопца находится Старая Торопа. Рижская ж д.