С развитием цивилизации современный человек избавил себя от тяжелого физического труда, зато подарил себе кучу других проблем – синдром хронической усталости, стрессы и другие неприятности. И в этой ситуации без смены привычной обстановки во время отпуска тяжело разгрузить свою нервную систему. Самыми популярными видами отдыха россиян по-прежнему являются пляжный туризм и лечение в санаториях. Но в последнее время все более распространенным становится так называемый "экотуризм". Он же – агротуризм, он же – туризм сельский. Россия считается наиболее подходящей страной для такого вида отдыха. Причем разновидностей его масса. Кто-то мчится в глухую тайгу спасать амурских тигров, кто-то покупает домик в полузаброшенной деревне и живет там весь отпуск, вдыхая свежий воздух.
Но существуют и более доступные варианты. В настоящее время в некоторых регионах существуют так называемые "сельские дома", хозяева которых принимают у себя гостей, желающих пожить в естественных условиях.
Хорошим примером в развитии данного вида отдыха является Республика Алтай. Практически в каждой деревеньке Горного Алтая сегодня есть усадьбы, хозяева которых охотно принимают у себя людей, желающих отдохнуть от городской суеты. Они не только "откармливают" городских "нормальной деревенской пищей", парят в бане, но и организовывают для них познавательные экскурсии, сплавы, конные прогулки, сборы ягод и грибов и прочие мероприятия.
Экотуризм
в солнечной
республике
Чтобы узнать более подробно, насколько реально добиться подобных успехов в Хакасии, наш человек встретился с директором некоммерческой организации Региональное движение за устойчивое развитие территории "Орион" Татьяной Пахаевой (Республика Алтай). В круг основных задач организации, которую возглавляет Татьяна Леонидовна, входит развитие экологического туризма, народных промыслов и дополнительных услуг, которые поставляет туристам местное население. В начале лета в Абакане представители этой организации провели семинар по агротуризму среди специалистов муниципальных образований Хакасии. Главная задача семинара – показать, что опыт Горного Алтая может быть применим и в других регионах Сибири.
Организация "Орион" активно работает с международным проектом "Программа развития ООН и Глобального экологического фонда (ПРООН/ГЭФ) по организации экологического туризма на всей территории Саяно-Алтайского региона", в который также входит Республика Хакасия.
– Это совместный проект программы развития туризма Организации объединенных наций, глобального экологического фонда и правительства Российской Федерации, – рассказывает Татьяна Пахаева. – На базе нашей общественной организации и в рамках проекта мы создали консультативный центр, который разрабатывает программы по устойчивому жизнеобеспечению сельчан. Мы объясняем жителям деревень, как способствовать развитию сельского туризма. Причем работаем на опережение. В тех местах, куда только начинают приезжать туристы, готовим местное население к их приему.
В этом году наша организация уже дважды была на юге Красноярского края, с прошлого года активно работаем с Республикой Тува, где провели серию семинаров, помогли министерству культуры и туризма Республики Тува организовать Международный фестиваль по войлоку. Также посетили Кемеровскую область, Казахстан. И, наконец, начали работу в Хакасии. На семинаре, который проходил в Абакане, возникли очень интересные идеи. Муниципальные образования увидели свои ресурсы, поняли, что с этими ресурсами можно делать.
"Бойтесь инвесторов"
– Татьяна Леонидовна, с чего начинался Туризм в Республике Алтай?
– Туристы в Алтай стали постепенно приезжать начиная с девяностых годов. В это же время в одну из деревень нашей республики переехала семья Светланы Шиловой из Новокузнецка с целью жить в экологически чистой местности. Светлана и ее домочадцы стали думать, чем заниматься. В то время у людей уже появились деньги, они стали приезжать на отдых, путешествовать. А мест расселения, турбаз на тот момент в Алтае практически не было. Именно тогда Светлане пришла в голову мысль организовать сельский туризм. В 1993 году она провела среди деревенских жителей обучающие семинары, и в том же году первые 10 семей начали принимать гостей. Информация об этом распространилась. И уже когда первые туристы протоптали дорогу в сельские дома, стали появляться турбазы разного уровня, звездности и ценовой политики. Тем не менее, сельские дома от этого не потеряли своих клиентов.
– Вы думаете, в Хакасии такой путь применим?
– В этом году мы в Хакасии впервые. До этого знали здесь только железнодорожный вокзал Абакана, так как оттуда идет транспорт до Тувы. Теперь познакомились с этим удивительным регионом поближе. В Хакасии огромнейший потенциал. Мы говорили на семинаре о том, что, скорее всего, бренд Хакасии на туристическом рынке – озера. Со слов специалистов муниципальных образований мы узнали, что ресурс у вас потрясающий, огромный. У нас, к примеру, точно нет теплых озер, где можно купаться, все озера у нас высокогорные и труднодоступные. Есть у вас и горы, и археологические памятники. То есть рекреационный ресурс огромен!
Поэтому Хакасия, раз уж начинает с самого начала, может все это правильно выстроить, не повторив наших ошибок. К примеру, в нашем регионе в свое время все внимание с местного населения переключили на мега-проекты, на инвесторов. В результате доходило до крайности. Инвесторы и московские олигархи закупали земли под турбазы или собственные "дачи" в таких размерах, что местному населению негде было даже коров пасти. Эта проблема очень серьезная, и она архисложно решается. Несмотря на все это, сельские жители все равно карабкались сами по себе. А на сегодняшний день в республике решают проблему более глобально. Создали ассоциацию агротуризма, запустили проект, нашли на это деньги.
Отсутствие
гостиниц – не помеха
– Сейчас в Хакасии многие говорят о том, что пока у нас не будет инфраструктуры, турист к нам не поедет, "институт туризма" не заработает.
– Заработает! Я вас уверяю! Когда местное население начнет работать мозгами и поймет, что все это очень прибыльное, доходное дело, эта сфера просто обречена на развитие. Люди за три летних месяца достойно зарабатывают на целый год, используя свое жилье, транспорт, собственную голову.
У нас тоже региональные власти сначала старались развивать гостиничные комплексы. Но сейчас они увидели, что и этой проблемой тоже надо заниматься. Есть люди, которые интересуются именно сельским домом, когда едут отдыхать – это такая категория людей, которым важна теплая, домашняя атмосфера.
Стоит также отметить, что этот вид деятельности не несет нагрузки на природу. К примеру, у нас жители деревень, находящихся рядом с Телецким озером, зарабатывают, катая туристов по озеру на лодках. Они берегут озеро, убирают мусор, если кто-то его оставил, не разрешают бросать окурки в воду. Они понимают, что этот водоем кормит все село, у них есть ответственность. В отличие, к примеру, от частных инвесторов, которым важно выжать ресурс по максимуму.
– В этом с вами трудно не согласиться. Но как турист поедет в деревню, где по улицам, к примеру, разгуливают пьяные люди?
– Там, где начинает развиваться туризм, пьянство минимизируется. Сообщество заставляет людей пьющих не выходить на улицу. К примеру, на вышеупомянутом Телецком озере два села. Это тупик, дальше озера – ущелье и вообще никакой дороги. Люди в этих глухих деревеньках тоже могли спиться, но нет. Сегодня только одних лодочников 200 человек из двух маленьких сел. Начинали они заниматься извозом по озеру с обыкновенных деревянных лодочек с мотором "Вихрь". Сейчас у всех японские, американские лодки на 12 человек, со спасательными жилетами, инструктажем, документами. Сам процесс развития этого дела тянет за собой развитие сообщества. Понятно, что пьющая семья туризмом не будет заниматься. Если в семье пьющий муж, на сельском туризме можно поставить крест.
"Не спите, включайте голову"
– Но если все-таки никто не едет на территорию, как быть?
– Не надо бояться, надо смело начать, найти людей, давать рекламу. Иметь такой богатейший ресурс и не иметь туристов на этих территориях неправильно. Необходимо понять, что является магнитом территории. Этого либо нет в близлежащих местах, либо есть, но ваша территория может сделать гораздо лучше, интереснее и самобытнее. И, конечно же, важно проводить рекламную кампанию. Затянуть туристов – большой и сложный процесс.
В этом могут помочь туроператоры. Это мощная организация с опытом, со штатом, со связями в турбизнесе. Им можно передать полномочия по поставке туристов, отдав комиссионные. Еще один способ рассказать о себе – принимать участие в различных туристических ярмарках. Но самый мощнейший ресурс привлечения туристов – это интернет.
Есть сайты, форумы, где люди, посещающие территорию, пишут о ней. Если напишут плохо, точно никто не поедет. Один сказал, миллион услышал. Прочли о том, что на озере Шира хорошо, все узнали. Не спите, включайте голову, пишите о своей территории сами. Пока не будет информации в интернете, что у вас можно отдыхать хорошо, дешево, безопасно и интересно, никто не будет о вас знать.
Еще надо понимать, что туристов всегда, а особенно на первых порах, нужно принимать как самых близких, дорогих людей. Нужно показать им все свое гостеприимство. Почему многие любят приезжать в сельские дома? Там очень хорошее радушие. Хозяева этих домов понимают, что если сегодня они одного человека неправильно встретят, завтра никто к ним не поедет.
Сейчас в Хакасии все только начинается. Я думаю, процесс адаптации и становления здесь пройдет гораздо быстрее. На семинаре по агротуризму была отправная точка, потому что муниципальные образования Хакасии четко прописали некий среднесрочный план развития агротуризма территории. На семинаре был проведен анализ существующих ресурсов каждого муниципального образования. Чтобы они увидели, что все может начаться именно с людей. Я думаю, уже на будущий год у вас будут туристы. Если муниципальные образования активно будут себя позиционировать как туристический район, если в порядок приведут села, залатают дыры, я думаю, на будущий год люди уже поедут.
Живя в Алтае-Саянском регионе, даже мы не понимали, что за Хакасия, чем она богата, что из себя представляет Абакан. А сейчас, узнав вас поближе, мы просто удивились, насколько это интересный регион! И если Хакасия будет конкурировать с Алтаем в туристической сфере, мы будем только рады.