Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия учреждений дополнительного образования. В условиях введения в образовательный процесс федеральных образовательных стандартов второго поколения все более значимым становится их потенциал, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
В Программе развития МОУДОД "Торопецкий Дом детского творчества" на 2011-2016 г.г. одним из проектов, определяющим включение учреждения в деятельность по стандартам второго поколения, является проект "Ступеньки творчества".
Второй год Дом детского творчества занимается экспериментальной работой. Делается это для того, чтобы дети, пришедшие в школу, которая находится в тесном взаимодействии с ДДТ, уже на начальной ступени обучения смогли приобрести первичные навыки получения знаний. Чтобы уже в основной и старшей школе ученики умели самостоятельно применять в жизни полученные знания, заниматься проектной, поисковой, исследовательской деятельностью, быть успешными.
Сегодня можно сказать, что Дом детского творчества становится современным образовательным учреждением. В прошлом учебном году осуществлён ремонт кабинета для занятий студии "Искусница" и объединения "Кукольная мастерская". Образовательная программа этого кружкового объединения отмечена дипломом Всероссийского конкурса авторских программ, а руководитель объединения, педагог высшей категории Л. А. Панова стала победителем конкурса на областной грант за инновации в образовании. Данная программа полностью соответствуют современным требованиям к дополнительному образованию. У первоклассников школ города появилась возможность приобщиться к духовно-нравственным традициям декоративно-прикладного творчества, занимаясь в кружке "Кукляндия". Новая мастерская для занятий декоративно-прикладным творчеством - это прообраз музея народной куклы. И занятия в ней детей - это первый опыт этнокультурной социализации.
В этом учебном году производится ремонт помещений фотостудии "Чайка". Музейно-выставочная среда, проектно-поисковая и краеведческая деятельность, летние экспедиции, участие и победа студийцев в республиканских фотоконкурсах - это тоже результаты инновационных подходов в образовании. В копилку инновационного опыта отличника просвещения, педагога высшей квалификационной категории М. И. Туренко, также обладателя регионального гранта, чья образовательная программа - лауреат Всероссийского конкурса, добавились в прошедшем учебном году ещё и победы в фотоконкурсе "Юность России", а также в региональном конкурсе программ организации летнего отдыха в учреждениях дополнительного образования. Студия в третий раз подтвердила звание "Образцовый детский коллектив". Идёт пересмотр образовательной программы фотостудии под требования стандартов второго поколения для средней и старшей ступени.
Фактором развития современного образовательного учреждения является расширение и развитие внешних связей, повышение их значимости в реализуемом образовательном процессе. Партнёрские отношения со школами района строятся на взаимной заинтересованности, взаимной помощи. Введение стандартов второго поколения призвало Дом творчества пересмотреть свой образовательный процесс. Начали с самых маленьких - дошкольников. Новые требования к предшкольной подготовке - залог успеха ребёнка в будущей школьной жизни. Чтобы качественнее её осуществлять, необходимо осовременивать и образовательный процесс, и образовательную среду. Перейдя с нового года в статус бюджетного учреждения, Дом детского творчества изменил образовательную программу предшкольной подготовки детей 5-6 лет "Почемучка", переведя её в статус дополнительных образовательных услуг.
Мы благодарны родителям 50 наших дошколят за то, что они откликнулись на предложения Дома детского творчества внести свою лепту в более качественное образование. Надеемся, что совместные усилия принесут в будущем положительный результат, а социальный опыт, приобретённый в нашем учреждении, поможет детям стать успешными школьниками, обладающими универсальными учебными действиями. Продолжают работать две бюджетных группы студии "Золотой ключик", где предшкольную подготовку проходят дети 6-7 лет.
Включаясь в разработку и реализацию проекта "Сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования для организации внеурочной деятельности с учетом ФГОС", Дом детского творчества в прошедшем году разработал семь новых образовательных программ для младших школьников. Образовательные программы, реализуемые ДДТ для начальных классов, являются "введением" в основную образовательную программу и главным инструментом знакомства обучающихся с различными направлениями образовательной деятельности как МОУДОД Торопецкий ДДТ, так и способом определения собственных жизненных приоритетов. Школьникам и их родителям предлагаются на выбор занятия сразу в нескольких кружках, т. е. несколько вариантов образовательных маршрутов, при этом предполагается равномерное распределение учебных часов по разным областям знаний в течение недели. При таком подходе ребёнок может заниматься в разных кружках от одного до пяти раз в неделю по 30-35 минут. Это кружки : "Кукляндия" (народная кукла), "БалаганЧик" (театральный), "Колокольчик" (музыкально-эстетическое развитие), "Разноцветный мир" (ИЗО и декоративно-прикладного творчества), "Комп и Я" (знакомство с компьютером), "Экоша" (эколого-краеведческое, общеинтеллектуальное развитие), "Планета здоровья", обучение в которых прошли 100 первоклассников школ города. Содержание программ внеучебной деятельности определялось таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.
Внеурочная деятельность первоклассников, а с этого учебного года уже и второклассников, организовывается ещё по одной программе - "7 ключей". Разработанная методистом ДДТ С. И. Зайцевой и реализуемая всей методической службой учреждения, программа представляет собой большую игру, играя в которую в течение каждого учебного года, за весь период обучения в начальной школе дети имеют возможности широкого спектра видов деятельности, направленных на их личностное развитие и социализацию в среде сверстников. Идёт работа над созданием ещё одной программы внеурочной деятельности для среднего звена - "Академия успеха".
В средней и старшей школе существенно возрастает значение программ социализации школьников, дополнительно включаются различные социальные организации. Дом детского творчества, получив лицензию на реализацию программ военно-патриотической направленности, открывает в этом учебном году новое объединение - военно-патриотический клуб. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание юношей и девушек на примере героических страниц нашей Родины, подготовка мальчишек к её защите, приобретение навыков поисковой и исследовательской работы, формирование здорового образа жизни, создание музейных экспозиций, взаимодействие с ветеранскими организациями и воинскими частями, - вот то, чем смогут теперь заняться торопецкие мальчишки и девчонки, посещая ДДТ. Военно-патриотическому воспитанию способствует и деятельность кружка судомоделирования, которым многие годы руководит В. А. Кохв. Ребята создают модели различных кораблей и, участвуя в областных соревнованиях, занимают призовые места, познают историю Военно-Морского Флота России, его роль в защите морских рубежей нашей Родины.
Второй год будет действовать ещё одно новое объединение "Друзья светофора", где дети обучаются безопасному поведению на дороге. Ну и, конечно же, торопецких ребят по-прежнему ждут в не менее популярных и именитых объединениях - кружках судомоделирования и технического конструирования, студии ИЗО и декоративно-прикладного творчества "Мир фантазий", хореографическом ансамбле "Забава" и детском театральном объединении "Стэнли", в эстрадном коллективе детской песни "Колокольчик", в социально-педагогическом объединении "Золушка" и др.
Для городских и сельских школьников запланировано множество интересных праздников, конкурсов, выставок, представлений, интерактивных мероприятий в музеях ДДТ.
Так что система дополнительного образования района выходит на более качественную ступень развития, способную обеспечить переход образовательных учреждений к реализации государственных стандартов второго поколения.