Русская народная школа. Ее истоки — это школа Л.Н. Толстого в Ясной Поляне под Тулой, школа княгини М.К. Тенишевой в Талашкино под Смоленском, а на Тверской земле, под Оленином — школа Сергея Александровича Рачинского в Татеве.
Когда подъезжаешь к Татеву, видишь небольшое озеро, а по берегу старый парк, где среди вековых лип и сосен, вязов и ясеней, дубов и кленов стоят кедры и грабы. Но главной примечательностью села Татева, известного на Руси с XVII века, бесспорно, является «школа благочестия и добрых нравов», в которой работал выдающийся педагог-просветитель Сергей Александрович Рачинский.
Необычна и непроста судьба этого замечательного человека. В сельскую школу он пришел, оставив кафедру физиологии растений при Московском университете.
Сергей Александрович Рачинский (1833 — 1902) — профессор, член-коррес-пондент Российской академии наук, математик и ботаник, понимая высокую значимость народного образования для развития страны, сознательно выбирает скромную судьбу сельского учителя.
С 1875 года он целиком отдает себя делу народного образования, работая в Татевской школе и одновременно открывая новые школы для крестьянских детей в Вельском и Ржевском уездах. Народным педагогом Рачинский стал в 42 года, а до этого были учеба в Московском университете на медицинском, потом на физико-математическом факультете. Еще в студенческие годы Сергея Александровича отличали энциклопедические интересы, целеустремленность, огромное трудолюбие и работоспособность. Предметом его научной работы была ботаника, однако он, мате-матик, одновременно занимается богословием и историей искусств, иностранными языками, музыкой, литературой, научными и художественными переводами.
Рачинский первый в России переводит с английского на русский знаменитый труд Чарльза Дарвина «Происхождение видов». А в Германии «Семейную хронику» известного русского писателя Аксакова издали в переводе с русского на немецкий, который также выполнил С.А. Рачинский.
Как преподаватель Московского университета, Сергей Александрович много лет провел в Европе, где находился в научных командировках. В Берлине он работал у немецкого ботаника И. Шахта, в Швейцарии изучал педагогическую систему Песталоцци, в Веймаре, на родине Гете и Шиллера, посещал музыкальную школу, где наблюдал за работой композитора Ференца Листа с одаренными детьми, но особенно глубоко его заинтересовала деятельность профессора Иенского университета Карла Стоя, основателя народной школы и педагогической семинарии. Богатый и разнообразный опыт, накопленный Рачинским как в России, так и за рубежом, не пропали даром.
В историю отечественной педагогики С.А. Рачинский вошел как основатель уникальной сельской школы с интернатом для крестьянских детей. Учебный процесс в Татевской школе строился так, что учитывались общечеловеческая культура, традиции народной педагогики, идеи православия, особенности сельского быта.
Крестьянские дети не отрывались от своей культурной среды. В школе учили земледелию, садоводству, пчеловодству, столярному делу, шитью, вышиванию, кружевоплетению. Одним словом, здесь готовили умелого и рачительного хозяина земли, способного достойно жить в местных условиях и не покидать ради заработка родной край.
Рачинский, подобно композитору Ференцу Листу, растил таланты, выявлял их и давал путевку в жизнь. Яркий пример тому — судьба известного русского художника Николая Петровича Богданова-Вельского, воспитанника Татевской школы. Заметив у бедного пастушка, росшего без отца, дар к живописи, Сергей Александрович везет его в Москву и на свои средства учит в школе живописи, ваяния и зодчества. Юноша учится у таких первоклассных мастеров, как В.Д. Поленов, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников. В русскую живопись Н.П. Богданов-Вельский вошел как певец «школьной жизни и крестьянских детей».
Ныне в Татеве, где жил и работал Богданов-Вельский, открыт музей. Посетители с интересом рассматривают картины «У дверей школы», «Сочинение», «У больного учителя» и, конечно, знаменитый «Устный счет». На этом полотне художник с подкупающей теплотой выписал образ любимого учителя.
Впоследствии, вспоминая свою жизнь, художник напишет: «На дорогу меня вывел Рачинский. Удивительный человек, учитель жизни. Я всем, всем ему обязан. На собственные средства он создал образцовую школу для крестьянских детей. Чистая и радостная атмосфера царила здесь».
...Прошли годы. Парк Рачинского жив и радует всех, кто посещает эти места. А в Татевской средней школе, носящей славное имя народного педагога, раздаются звонки, идут уроки, слышны детские голоса.
В школе бережно относятся к памяти замечательного педагога, выполняют его заветы; здесь гуманно относятся к детям. В актовом зале на стенах пейзажи местных художников, портрет Рачинского, выставки детских рисунков. А на уроках звучат тексты из книги Сергея Александровича «Сельская школа», решаются примеры из его сборника «1001 задача для устного счета»; дети на уроках рисования делают зарисовки с натуры, копируют персонажей с картины Богданова-Бельского «Устный счет».
Мысли выдающегося педагога-просветителя С.А. Рачинского о необходимости учить крестьянских детей прежде всего именно тому, что будет полезно им во взрослой жизни, всемерно развивать умственные способности, воспитывать чувство долга и ответственности за свои поступки; заботиться об их здоровье — все эти мысли стали программными в деятельности заведующей Оленинским районным отделом образова-ния Т.А. Черниковой, администрации и педколлектива Татевской средней школы, которым умело руководит Л.А. Али-Заде.
Образовательный процесс в этой школе выстраивается во многом на пе-дагогическом наследии С.А. Рачинского, разумеется, с учетом современных достижений в области психологии, педагогики, новейших школьных программ и учебников. Большое внимание здесь уделяется предметным кабинетам, их оформлению и оснащению книжным фондом и техническими средствами обучения.
Во многих кабинетах можно увидеть плакаты с высказываниями Рачинского о значимости изучаемых в школе наук и искусств:
Русский язык — необходимое орудие всякого учения, книжного и устного.
География знакомит нас с той сферой, на которой проходит вся наша жизнь.
Искусство — цветок, прихотливый и нежный. Это таинство, совершающееся только силой любви.
Любовь к природе, понимание ее красоты — один из лучших плодов истинного образования.
Имеются плакаты с высказываниями выдающихся людей и в других кабинетах: История — память человечества, научный фундамент деятельности и культуры (Вагин).
Высшее назначение математики в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает (Винер).
Как и во времена Рачинского, Татевская школа имеет интернат для детей из дальних сел и деревень. Численность учащихся в последние годы колеблется от 100 до 110 человек. Деятельность школы регламентируется Уставом школы и ученическим самоуправлением в форме «Парламентской республики», которая имеет свой герб и гимн. Есть здесь и свой Свод законов:
1.Закон образованного человека. Знания — величайшая ценность. Ни дня без строчки. Невозможно разделить знания на нужные и ненужные.
2.Закон точности. Время дорого, берегите его. Всякое дело должно начинаться и кончаться в срок.
3.Закон вежливости. Внимательно относитесь к людям. Старайтесь говорить «волшебные слова».
4.Закон человечности. Никому и нигде не делайте плохо и больно. Добро-желательно относитесь друг к другу. Быть человечным — приносить радость другим.
5.Закон здоровья. Забота о здоровье — дело каждого. Бережно относитесь к своему здоровью.
6.Закон улыбки. Улыбка делает человека красивым. Дарите улыбки людям.
7.Закон бережливости. Не ломайте, не портите ничего. Сбережем все, что нас окружает. Через год-два книги, пособия, оборудование потребуются другим детям, твоему брату, сестре.
8.Закон «Все сами». Все делаем сами: поддерживаем чистоту и порядок, ре-монтируем, мастерим, оформляем.
Неумолим бег времени. И сегодня, когда минуло более ста лет со дня кончины крупнейшего русского педагога конца XIX века С.А. Рачинского, не ослабевает интерес к его незаурядной личности, новаторским поискам и находкам.
В декабре 2002 года в Тверском областном институте усовершенствования учителей прошла юбилейная научно-практическая конференция «Педагогическое наследие С.А. Рачинского и сельская школа». Памяти замечательного педагога, уделявшего большое внимание школьному преподаванию русского языка, была посвящена еще одна конференция «Современное филологическое образование: новое содержание, технологии, учебно-методическое обеспечение».