В лицеи и гимназии могут снова начать принимать по конкурсу, а не «по прописке»
Соответствующий проект приказа подготовило российское Минобрнауки. Напомним, по действующему законодательству все школы вынуждены зачислять в первую очередь тех детей, кто проживает рядом. Так происходит уже шесть лет - с 2008 года.
Новый же документ ведомства, как пишет газета «Коммерсант», дает право школам набирать учеников на основе вступительных испытаний по собственным критериям. Причем речь идет не только о лицеях и гимназиях, но и об «углубленных» классах в обычных школах.
Возможность возврата к прежней системе, при которой в лучшие школы попадали лучшие дети, уже поддержали в Москве, где в последние годы сильнейшие школы боролись за собственную систему отбора.
В недалеком прошлом все российские школы были обязаны зачислять в приоритетном порядке детей, проживающих в непосредственной близости от учебного заведения, а также тех, чьи старшие братья или сестры уже учатся в нем. Но при этом не разъяснили, что делать, если школа занимается по углубленной программе, которую обычные дети не тянут.
Чтобы никто не обижался
Вот и директор архангельской общеобразовательной гимназии № 3 с углубленным изучением русского и английского языков Елена Калинина считает: школа сильно теряет, если учащиеся не способны освоить ее программы.
- С одной стороны, детям, которые живут рядом с гимназией, удобно в ней учиться. И санитарно-эпидемиологические требования говорят о том, что школа должна располагаться в шаговой доступности от дома, где живет ребенок, - рассуждает Елена Николаевна. - С другой стороны, не все дети могут освоить углубленные программы, по которым занимаются в лицеях и гимназиях.
Сейчас согласно законодательству мы имеем право осуществлять индивидуальный отбор в 5-х и 10-х классах, и в этом году в 10-й класс мы этот индивидуальный отбор проводили. Чтобы было понятно - это не экзамены. Мы просто брали результаты итоговой государственной аттестации, средний балл аттестата и портфолио. Но здесь тоже все достаточно щекотливо. Желающие подают заявление и считают, что они должны попасть, а если не попали, то усматривают в этом какой-то подвох. Многие родители не умеют проигрывать, хотя очевидно, что их детям нужна более щадящая программа.
И нам бы хотелось, чтобы в этом смысле был выработан определенный алгоритм, закрепленный законодательно.
А для пятых классов этот индивидуальный отбор мы вообще пока еще не проводили. Эту идею не поддерживают ни родители, ни учителя. Потому что осуществить-то его мы можем, но куда потом девать детей, которые не соответствуют этому, образно говоря, рейтингу? Открыть для них еще один класс, так называемый общеобразовательный? А переводить своих детей в какую-то другую школу - на это не все родители готовы.
- А в первый класс, получается, без всякого отбора идет весь микрорайон?
- С гимназией № 3 вообще в этом плане все сложно. К нам поступают даже не те, кто вблизи школы прописан или зарегистрирован, а те, кто там проживают. То есть зарегистрирован ребенок может быть, например, в Маймаксе, а проживать на площади Ленина, и мы его должны принимать. А количество таких «проживающих» очень велико. Посмотрите - дома в центре города строятся активно, а школ сколько было, столько и осталось… И вот в этом году, например, мы планировали набрать два первых класса, а получилось четыре.
- Но вот прошли дети, которые «по проживанию», а для других еще места остаются?
- Нет.
Вернуться к мотивации
«Прописанными» сейчас практически полностью заполнены и классы 21-й гимназии, где также углубленно изучают русский и английский языки. Об этом нам рассказала ее директор Татьяна Боровикова. И она, как и ее коллега из 3-й гимназии, считает, что конкурс при поступлении в гимназии и лицеи неплохо бы вернуть.
- Сейчас набор в первый класс осуществляется по принципу микрорайонов. Никаких вступительных испытаний не предусмотрено, - рассказывает Татьяна Николаевна. - Сегодня в Архангельске на уровне мэрии принят порядок организации индивидуального отбора при приеме в образовательные учреждения с углубленным изучением предметов - имеются в виду 5-й и 10-й классы. Но в реальности преимущественным правом все равно пользуются те дети, которые уже обучаются в нашей гимназии, и, как правило, переход из одного класса в другой происходит по умолчанию.
-То есть вы этот отбор еще ни разу не проводили?
- Формально он существует, но если говорить о фактическом положении вещей, то он, наверное, имел бы место быть, если бы мы набирали новые классы…
- А для так называемых вновь прибывших - кто поступает, например, в 3-й или 7-й классы, - вы проводите индивидуальный отбор? Или для них нет мест?
- Как правило, классы бывают укомплектованы полностью. Считаю, было бы целесообразнее, если бы в гимназии и лицеи, как и раньше, принимали по конкурсу. В этом случае учреждение повышенного образовательного уровня могло бы реализовывать свои возможности в более полном объеме. Дети бы приходили более мотивированные к получению образования, и качество образования было бы выше.
А впрочем, как стало известно, появление проекта приказа еще не означает, что все вернется «на круги своя». Педагоги так называемых нетиповых образовательных организаций России, к коим относятся лицеи и гимназии, рассказывают, что добивались разрешения проводить при поступлении к ним свои собственные экзамены несколько лет. Но эффекта от него может не быть, если таким школам не выделят дополнительное финансирование…