Со Светланой, мамой Никиты, который осенью станет первоклассником, разговор о новом образовательном стандарте у нас зашел не случайно. Она обратилась в отдел образования администрации Торопецкого района с просьбой рассказать о том, какие перемены грядут в системе образования, когда узнала, что с 1 сентября все начальные школы России перейдут на новую систему обучения. Что таит в себе нововведение, и чем "грозит" первоклассникам и, конечно, их родителям введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), с этим и хотела разобраться обеспокоенная мама.
Между тем, эта молодая женщина оказалась далеко не единственной, для кого вопрос о переходе на новый стандарт оказался актуальным. Вопрос тревожит большинство родителей, чьи малыши совсем скоро пойдут первый раз в первый класс. Попробуем разобраться, какой все же будет новая программа обучения, и в чем отличия образовательного стандарта второго поколения?
Понятие "стандарт" впервые появилось в российском образовании в начале 90-х. Стандарт утверждает то, что школьники должны знать и уметь на определённых этапах своей учёбы. За прошедшие годы школе было предложено несколько вариантов стандартов нового поколения, над которым работали учёные и практики. Они представляли собой обязательный минимум тех знаний, умений и навыков, которые должен освоить ученик к концу каждого периода обучения. Но уже в начале 2000 года стало ясно, что российская система общего образования отстаёт от мировой практики и становится неконкурентоспособной. Главное отличие новых федеральных государственных образовательных стандартов в том, что на основе их освоения планируется выйти на новый уровень результатов школьников. Новый ФГОС не меняет содержание, наполнение предметов школьной программы, однако кардинальные изменения претерпевает сама структура, методика преподавания. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас у нас учат вполне успешно. По требованию новых стандартов, полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и применять в жизни. На уроках дети будут не столько зрителями и слушателями, а сколько активными и заинтересованными участниками образовательного процесса. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
Новые федеральные образовательные стандарты также предполагают, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также периодической литературы, публикаций, радио и телепередач. При этом дети с 7 лет должны понимать, что эти источники информации могут нанести вред его морально-психологическому состоянию.
В стандарты включены такие требования, как умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание. Кроме того, будут учитываться личностные результаты. К ним, прежде всего, относится формирование ценностей, которые всегда были приняты в обществе - добро, мир, справедливость, терпение.
Стандарт предполагает организацию как первой, так и второй половины дня. В первой половине дня первоклассники будут изучать учебные предметы в школе. После обеда дети должны заниматься внеурочной деятельностью. Родители по желанию могут записать их в спортивную школу, Дом детского творчества, Детскую школу искусств или школьные кружки. Во всех образовательных учреждениях для желающих будут организованы кружки по различным направлениям (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность).
Ещё одна особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребёнок, то теперь их число расширено. С момента поступления ребёнка в школу должен заключаться трёхсторонний договор между родителями, школой и отделом образования, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Так, например, родители обязаны обеспечить посещение ребёнком уроков, выполнение домашнего задания, сообщать о причинах отсутствия ребёнка на занятиях, посещать родительские собрания. У школы больше обязанностей, и главная - предоставить ученикам бесплатное качественное образование. Муниципалитет берёт на себя содержание школы, а также содействует родителям и учащимся в получении образования.
Остаётся заметить, что переход на обучение по новым стандартам требует и от педагога применения новых технологий обучения на основе системно-деятельностного подхода, самым главным в котором является не приобретение большого багажа знаний по всем предметам, а умение ребёнка учиться, самостоятельно добывать информацию, самоорганизовываться для того, чтобы быть успешным. В условиях перехода с 1 сентября 2011-го на обучение по стандартам нового поколения в каждой школе Торопецкого района в прошедшем году проводилась большая подготовительная работа: разрабатывались образовательные программы, оформлялись необходимые документы, дополнительно приобретались учебно-наглядное оборудование и технические средства обучения, проводилось обучение педагогов. Все учителя, набирающие 1 класс, и руководители ОУ прошли курсовую подготовку по теме "Актуальные проблемы внедрения ФГОС второго поколения на ступени начального общего образования".
Так что повода для беспокойства у родителей нет. Образовательные учреждения Торопецкого района готовы принять детей 1 сентября и обучать их в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Н. КАПИТОНОВА,
главный специалист отдела образования администрации Торопецкого района.