Прошло 70 лет со дня вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз. Война принесла бердянцам и всем советским людям неисчислимые страдания и страшные разрушения. Наш город систематически подвергался бомбардировке с воздуха, хотя в нем не было военных объектов и воинских формирований, и по мере приближения линии фронта – все чаще, днем и ночью. Фашисты преследовали цель деморализовать население, сломить всякое сопротивление.
Корпус нынешнего БГПУ после войны
Свидетелем одного из первых налетов авиации на город был мой родственник Сергей Ларич, которому шел тогда 10-й год. Днем ребята из дворов на улице Красная, находящихся напротив здания агротехникума (ныне в нем горсуд) играли в свои игры. В небе со стороны Мариуполя с ревом моторов показались самолеты. Сергей, увидев отделяющиеся от них точки, закричал: «Смотрите, парашютисты!» Когда послышался свист бомб, то все бросились бежать по домам, хотя рядом находилось бомбоубежище. Бомбы взрывались во дворах, уличной канаве, в аэроклубе, были жертвы от этого налета среди населения.
Познали ужасы бомбардировок и жильцы нашего двора на улице Пушкина, 24, в котором находились два дома, построенных из кирпича и керченского камня, с черепичной крышей и соединенных аркой. В домах проживали шесть семей. Ныне на этом месте стоит часть здания жилой пятиэтажки с городской библиотекой.
Опасаясь ночных налетов, тем более, что рядом морской порт, семьи уходили ночевать к родственникам, знакомым в Колонию, в нагорную часть города.
Однажды ночью, когда в домах находилась часть жильцов, одна из бомб упала во двор и разрушила один дом. Под завалом погибла Алтухова, разорвало на части Иванова, ранило осколком Полину Любивый.
Взрывная волна подняла и сместила крышу нашего дома, выбила стекла в окнах. Одеяло предохранило меня от падающей штукатурки с потолка в спальне. Жильцы двора вынуждены были переехать к родственникам.
А вскоре мы узнали, что при бомбардировке барж в море, следовавших курсом на Ростов, погибли сотни бердянцев, в числе которых был жилец нашего двора с удочеренной восьмилетней девочкой.
7 октября немцы входили в город. Мы с мамой и часть жильцов двора на улице Р. Люксембург, 19, прятались в погребе, небольшое окошко с металлической решеткой которого выходило на улицу К. Маркса.
Несмотря на запрет, мне удалось некоторое время посмотреть через него. По улице в сторону моря шли подразделения румынского корпуса, кони в упряжках тянули повозки с боеприпасами, снаряжением, немцы на мотоцикле с коляской, сигналя, крича, размахивая кулаками, требовали уступить дорогу для проезда. В погребе все испытывали жуткий страх.
После захвата города начались расстрелы: активистов города на Приморской площади, которые не успели эвакуироваться, 800 евреев на Мерликовой балке и всех, кто коммунист, партизан. Расстреливали жителей города, не пожелавших эвакуироваться на Мелитополь при бегстве фашистов.
За время бомбежек и почти двухгодичной оккупации города погибло несколько тысяч мирных жителей. Несколько тысяч бердянцев полегло в боях на фронтах, а многие из тех, кто вернулся с победой, имели увечья и ранения различной степени.
В городе были взорваны заводы и фабрики, на 80% уничтожен жилой фонд.
Вот какие чудовищные преступления совершили фашисты.
В современном мире нередко проходят локальные войны, несущие гибель людей и разрушения, накоплен огромный арсенал разрушительного ядерного оружия, и если будет развязана новая мировая война, она будет губительна для всей цивилизации. Человечество не должно допустить развития таких событий.
В день начала Великой Отечественной войны против фашистских захватчиков мы чтим память всех погибших защитников и мирных жителей. Автор: В. Проценко По материалам сайта http://vesvladivostok.ru