Спустя 64 года дочь отыскала могилу отца, погибшего в 1944 году на Украине
Римма Петровна Реент, бывшая учительница географии 68-й рижской средней школы со стажем более 40 лет. Она жена офицера, которая, несмотря на кочевой образ жизни, успела окончить институт, вырастить двух детей, получивших высшее образование и работающих в престижных организациях Латвии и России.
Но всю жизнь она помнит тот день 1944 года. Ей было 9 лет, когда в семью, жившую в Кимрском районе Калининской области, пришла похоронка, сообщавшая о том, что её отец погиб смертью храбрых на Украине. Адрес захоронения не был указан. Мама не перенесла такого удара. В итоге Римма и её брат оказались в детском доме...
Всю жизнь она искала могилу отца, делала запросы в архивы, в министерство обороны. Но только в канун 60-летия Великой Победы в библиотеке Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве в «Книге памяти» ей удалось обнаружить скупые строки о гибели рядового Петра Тихоновича Калуцкого.
А в конце прошлого года удалось найти упоминание о нём и в Интернете. Из него явствовало, что он умер от ран в феврале 1944 года и был похоронен в селе Червонное Широковского района Днепропетровской области Украинской ССР.
– Я тут же стала пытаться связаться с этим районом, – рассказывает Римма Петровна. – Но поскольку писала на райвоенкомат, которые в нынешней Украине ликвидированы, ответа не получала. Потом мне подсказали, что надо обращаться в военно-учётный стол района. И вот в апреле нынешнего года получаю ответ.
Действительно, Калуцкий Петр Тихонович похоронен в селе Червонное Широковского района и его имя увековечено на стеле братской могилы.
Когда я прочла ответ мужу Семену Петровичу, он ответил однозначно – едем. Также ответили дочь Наталья и чуть позже сын Константин, живущий в России. Договорились о времени и отправились...
– Я написала о том, что мы едем, председателю сельсовета Червонного, указала номер своего телефона. И вдруг звонок – Владимир Петрович Грибанов мне позвонил и обещал встретить. Он приехал за нами в Кривой Рог на своей машине, потом повёз в Широковский район, где шли страшные бои, – говорит Римма Петровна. – Мы поклонились родной могиле, которую так долго искали. В память моего отца и других погибших воинов прошло очень эмоциональное мероприятие. Выступили я, муж, дочь...
Римма Петровна платочком вытирает подступившие слезы. В могиле похоронены более 200 воинов. После войны селяне собрали средства и поставили над нею памятник, с надписью «От благодарных жителей». Там всегда лежат цветы. За мемориалом очень бережно ухаживают местные жители, над ним шефствуют школьники. После эстонских событий и выступлений ряда украинских политиков такое отношение нас поразило.
Вернувшись в Ригу, я написала благодарственное письмо в адрес тех, кто содействовал поиску могилы отца и нашей поездке, и хотела передать его в посольство Украины, чтобы дипломаты его вручили селянам. Увы, там его отказались принять... Но я обязательно отправлю туда несколько экземпляров газеты с этой статьей.
Спасибо вам, добрые люди, и за вашу память, и за то, что благодаря вам я через столько лет поклонилась папе!