Некоторые наборщицы, великолепно владея десятипальцевым методом, каждый раз, когда им встречаются в тексте цифры или знаки препинания, бросают взгляд на четвертый ряд, что замедляет темп работы.
Казалось бы, цифра, знак препинания - сущий пустяк, стоит ли тратить время на изучение? Это неверная установка. При обучении нет мелочей.
Конечно, одним часто приходится набирать материалы с использованием цифр, другим - редко. Но как бы часто или редко ни приходилось Вам набирать цифры, уметь это делать необходимо.
Существует способ обучения чтению через письмо: дети начинают писать те или иные буквы и быстро овладевают навыками чтения. Попробуем прибегнуть к этому способу при изучении написания цифр и некоторых знаков.
Пожалуйста, наберите текст о том, как нужно писать, используя клавиатуру компьютера, знак «?», арабские и римские цифры.
Главное - чтобы при выполнении задания Вы не торопились. В нем много цифр, используются элементы для закрепления пройденного ранее материала, часто встречаются кавычки и знаки препинания.
Если Вы сможете набрать предложенный текст, то автоматически освоите правила набора цифр и некоторых символов. Снимите с предложенного текста как бы копию. (Если при наборе Вы допустите более шести ошибок, переделывайте работу. ) Итак, наберите текст: Я учусь набирать текст, не глядя на клавиатуру. Сейчас я набираю знак «+».
Целая строчка знак «+» и пробел.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Я целую строчку набираю знак «;», не забывая правильно делать пробел.
Вот так: ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; А что если пойти дальше и начать набирать цифры? Я самостоятельно могу догадаться, каким пальцем набирают цифру 2. Одновременно я должен буду набирать букву ы. Вот так: ы2ы ы2ы ы2ы ы2ы ы2ы ы2ы ы2ы ы2ы ы2ы ы2ы ы2ы Теперь я набираю цифру 9 и одновременно букву щ: щ9щ щ9щ щ9щ щ9щ щ9щ щ9щ щ9щ щ9щ щ9щ щ9щ щ9щ щ9щ А теперь цифру 9 и букву д: д9д д9д д9д д9д д9д д9д д9д д9д д9д д9д д9д д9д Теперь я набираю цифру 3. У меня занят палец левой руки. Одновременно я набираю буквы увс: в3в в3в в3в в3в в3в в3в в3в в3в в3в в3в в3в в3в в3в в3в в3в в3в в3в в3в в3в в3в в3в в3в А теперь я набираю цифру 4 с буквами ак: как4 как4 как4 как4 как4 как4 как4 как4 как4 А теперь я набираю цифры 5 и 6. Цифру 5 с буквой а, цифру 6 тоже с буквой а: а5а а5а а5а а5а а5а а5а а5а а5а а5а а5а а5а а6а а6а а6а а6а а6а а6а а6а а6а а6а а6а а6а А теперь я набираю цифры 7 и 8. И букву о: о7о о7о о7о о7о о7о о7о о7о о7о о7о о7о о7о о8о о8о о8о о8о о8о о8о о8о о8о о8о о8о о8о о7о8о о7о8о о7о8о о7о8о о7о8о о7о8о о7о8о о7о8о А теперь я набираю цифру 1 и букву ф: ф1ф ф1ф ф1ф ф1ф ф1ф ф1ф ф1ф ф1ф ф1ф ф1ф ф1ф Для контроля пользуйтесь схемой, которая всегда должна быть слева от клавиатуры или в отдельном окне на Вашем мониторе.
Если возникнут сомнения, какой знак или какую цифру каким пальцем набирать, посмотрите на схему и только после этого ударяйте по клавише.
Упражнение 85
Прежде чем приступить к его выполнению, пожалуйста, познакомьтесь с некоторыми методическими указаниями, которые помогут Вам выполнить это упражнение лучше, да и не только это, а и все последующие.
Обучаясь набору, нужно приобрести два навыка: первый - научиться думать, сидя за компьютером, и второй - научиться чисто механически набивать текст. Если Вам необходимо придумывать текст, тогда нужно научиться концентрироваться, то есть сознательно направлять внимание на какое-то одно действие, что важно для абстрактного мышления и для использования памяти. Всемирно известный ученый Ганс Селье в свое время писал: «Помню, как в мою бытность студентом-медиком в Праге я подчас придавал способности к сосредоточению такое большое значение, что нередко специально для тренировки занимался в трамваях или шумных кофейнях.
Упражнения такого рода чрезвычайно полезны, так как искусство сосредоточенности может совершенствоваться с практикой. И все же полное совершенство здесь невозможно. Вот почему теперь я принимаю - и советую делать то же самое своим коллегам - тщательные меры предосторожности против отвлечения.
Когда я обдумываю проблему, требующую большой сосредоточенности, я вешаю на дверь табличку «Просьба не беспокоить» и прошу телефонистку на коммутаторе отключить мой телефон. Если в коридоре слишком шумно, я даже прибегаю к ушным затычкам. Эти предосторожности защищают меня от множества помех, но, к моему большому сожалению, части из них все же удается прорваться через мою старательно возведенную баррикаду. Вот почему я люблю работать рано утром, когда рядом никого нет».
Если Вы хотите научиться просто набирать текст, то включайте во время выполнения тех или иных упражнений радио, слушайте музыку и можете даже бросать беглый взгляд на телевизор.
И помните: «Настойчивость - это способность к длительному и упорному преследованию поставленной цели. Она зависит от умения сосредоточиться на решении поставленной задачи, сохранять спокойствие в случае неудачи, однообразной работы и даже успеха; она черпает свои силы в здоровом оптимизме, мужестве и вере» (Ганс Селье. «От мечты к открытию»).
Попробуйте сделать также и те упражнения, которые Вы сами придумаете, которые доставят Вам удовольствие.
Цель моих отступлений - разбудить Вашу фантазию, наблюдательность, память, ассоциативное мышление, дать верную установку и заряд оптимизма.
Многим, особенно молодым, людям не хватает уверенности в себе.
Обучение набору напоминает обучение игре на музыкальных инструментах.
Оно требует той же внимательности, любви к инструменту, понимания и увлеченности. Мы имеем дело с образованием временных устойчивых связей в мозгу обучающегося, которые позволяют импульс «хочу» передавать непосредственно на руки, на наши пальцы, не задаваясь вопросом, как это сделать. Это происходит рефлекторно. Именно поэтому и выдвигается требование: время от времени выполнять скучные упражнения. И не забывайте повторять упражнение с бумажным «яблоком» - оно было в самом начале курса.
Теперь, когда у Вас идет освоение всех клавиш клавиатуры, когда Вы работаете с верхним и нижним регистрами, полезно еще раз зафиксировать верную постановку пальцев. Берите бумажное «яблоко» и держите его почти на весу: вот-вот это «яблоко» выпадет - именно в такой постановке руки постоянно находятся над клавиатурой. Руки не должны дотягиваться к клавишам. Не ленитесь, проверьте, как Вы держите руки, сидя перед компьютером.
Если Вы продолжите делать все упражнения методично и аккуратно, то это обязательно приведет к успеху. Успех - всегда преодоление себя.
Но если Вы начнете спешить, пропускать некоторые упражнения, а к концу курса подобное желание возникает у многих, результаты перестанут улучшаться, а может быть, и снизятся.
Не спешите! Пока не усвоите все предыдущие упражнения, к последующим не переходите.
Вообще старайтесь все, что бы Вы ни делали, делать хорошо, основательно. Если сможете жить по этому принципу, Вам легче будет освоить любое сложное дело.
Хотите испытать чувство большой радости? Попробуйте написать без единой опечатки трудный текст, который я предлагаю. Набирать его необходимо не торопясь.
На это уйдет много времени. Но уверяю Вас, что такого результата добиться вполне реально. Когда у Вас все-таки получится, какие приятные чувства Вы испытаете! Настоящую радость.
Победу! Победу над собой, победу над слабоволием, победу, заработанную Вашими руками, победу, которую Вы сами ощутите, победу, которая вдохновит Вас на новые упражнения, новые достижения.
Я понимаю, это почти нереально. Но вдруг кто-то сумеет это выполнить.
Знайте, Вы - гений.
А тем, кто не гений, можно сделать определенное количество ошибок.
Чем сложнее пойдут упражнения дальше и чем лучше они получатся, тем сильнее будет ощущение радости от результата. Не исключаю, что Вам просто захочется себе зааплодировать. Вы сами себе понравитесь! А это в жизни - штука невероятно приятная и полезная.
Итак, пожалуйста, наберите предлагаемый текст. Вводим мы еще один знак - «%». Он ставится сразу после цифры, то есть без пробела, вот так: 100%.
Многие, изучая слепой метод набора на клавиатуре, ожидают чуда. Вот выполнят они 85 упражнений - и научатся. А чуда нет. Потому что, когда учишься, чудес не бывает. Любые способности, любой талант (иногда это относится и к гениям) - это на 90% труд. Вот формула таланта и формула успеха: 90% труда плюс 10% таланта. Будете действовать по данной формуле - достигнете успеха не только в освоении слепого метода набора, но и во многих своих начинаниях.
В сутках 24 часа. Это 1440 минут, или 86 400 секунд. Человек должен спать 7-8 часов. Но некоторым достаточно и 6 часов, а некоторым мало и 9. Мы не умеем ценить время.
Как бысто оно летит! Одни успевают за день сделать много, а у других почему-то время уходит впустую. Жаль! Интернет - великая вещь. Интернет - это знак XX века! Это просто замечательно, что есть Интернет. Он позволяет найти новых друзей, отличных знакомых, он помогает понять себя, он помогает отвлечься от плохого настроения.
Я знаю, что лидер среди провайдеров «Демос» много делает для тех, кто пользуется Интернетом. Я знаю, что одна из лучших поисковых систем ЯНДЕКС помогает мне беречь время, когда мне нужно что-то найти в Интернете.
Это просто замечательно.
Думаю, что при выполнении упражнения Вы ощутите усталость. В этом случае отдыхайте. Никогда не заставляйте себя работать через силу, работать надо с удовольствием. Бывают состояния, когда мы не ощущаем усталости, когда работается всласть да и сама работа нас увлекает.
Но это уже вдохновение. В связи с этим напоминаю еще одну формулу успеха.
Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не говорите себе, что Вы бездарны, что у Вас ничего не получится, что у Вас не хватит терпения и воли. Оттого, что Вы начнете себя ругать, согласитесь, лучше не станет, а хуже - может быть... Стоит лишь чуть-чуть опустить руки - и действительно многое в жизни перестанет получаться.
Личная психологическая установка - да простится мне повторение - невероятно важная штука. И она зависит только от нас. Вы должны чувствовать себя удачливыми людьми, должны верить Госпоже Удаче.
Не знаю, насколько удается Вам отстаивать свои идеи, работая над той или иной темой, насколько удается владеть собой в конфликтных ситуациях, которые возникают в коллективе, где Вы работаете, в семье, но берусь утверждать (это проверено экспериментально): освоение слепого метода набора помогает не только проверить свой характер, но и способствует его улучшению.
Лучше повторить то или иное упражнение десять, а то и сто раз, добиваясь автоматического выполнения, чем, достигнув посредственного результата, испытывать раздражение от постоянных опечаток и тем не менее переходить, хотя Вы сами недовольны собой, к следующим заданиям и говорить про себя: «Вот, все выходит плохо, нет результата... » Может быть, при изучении слепого метода набора на клавиатуре Вам пригодится наблюдение, сделанное доктором филологических наук, профессором Тверского университета А. А. Залевской, прошедшей курс обучения по нашей методике: «У меня сам собой сложился двигательно-мнемонический прием: по дороге на работу и обратно, если удается сесть в троллейбусе, простукиваю (естественно, незаметно для окружающих) все освоенные слова, мысленно «навешивая» на пальцы соответствующие буквы. Таким образом, на «табло сознания» дополнительно выводятся связи «буква - палец», что далее служит базой для неосознаваемого контроля. При работе на клавиатуре благодаря этому снимается трудность выбора пальца, что должно облегчать и ускорять выбор клавиши. Короче говоря, в рамках необходимой связи «буква - палец - клавиша» вычленяется одна из составляющих для специальной отработки в любых мало-мальски подходящих условиях (кому-то это может пригодиться хотя бы в случаях, когда ждешь кого-то или сидишь на скучном совещании, поскольку осознание того, что время идет с пользой, очень повышает общий тонус, а само упражнение приносит несомненный эффект)».
Но вернемся к цифрам. У абсолютного большинства клавиатур есть сектор с цифрами, как бы дополнительная клавиатура.
Ее центр - цифра 5 (на этой клавише, кстати, есть пупочка, или рисочка, пупырышка, рельефная точечка). Цифры набирают в основном тремя пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным.
Средний палец - исходная позиция - ставят на цифру 5.
1, 2, 3 - движение вниз - указательный палец ударяет по 1, средний - по 2, безымянный - по 3.