Автор многих публикаций в нашей газете об истории города Георгий Сукач – не только человек, любящий Бердянск, занимающийся краеведением и сбором материалов о наших выдающихся земляках, но и человек, который борется за справедливость и даже проводит собственные расследования. Так уже много лет подряд он старается выяснить судьбу ряда картин, исчезнувших из Бердянского художественного музея. И не только судьбу, но и момент их исчезновения.
Скульптурная композиция «Взятие Азова»
Еще одно направление, в котором он хочет установить истину, – это судьба скульптурной композиции «Взятие Азова», которую в свое время подарил Бердянску наш земляк, известнейший скульптор Анатолий Харечко. Материал, который предложен вниманию читателей, посвящен как раз этой теме. Что же удалось выяснить Георгию Сукачу?
Впервые о судьбе скульптурной композиции «Взятие Азова», автором которой является наш земляк – известный украинский скульптор, профессор Анатолий Минович Харечко, жителями нашего города были сделаны запросы в адрес бывшего в то время городского головы Алексея Бакая. Уже тогда памятник успели разукомплектовать, однако все элементы его еще были целы, и основная его часть была размещена на хранение в грузовом складе Бердянского морского порта. В 1998 году во время предвыборной кампании при встречах с избирателями Алексей Бакай неоднократно заявлял, что памятник будет установлен к концу года на спуске в город по Мелитопольскому шоссе – напротив памятного знака «Вечный огонь».
Но выборы Алексей Бакай проиграл, и на какое-то время разговоры о памятнике отошли на задний план.
Фрагмент памятника – «Ника»
А. М. Харечко работает в мастерской над фрагментом памятника «Петр I»
Затем судьбой памятника бердянцы заинтересовались в 2001 году, когда бывший в то время секретарем городского совета Валерий Харченко заявил о решении передать бронзовый бюст Петра I городу Санкт-Петербургу (Россия). К такой идее на страницах местных газет «Бердянск деловой», «Свобода выбора» и «Бердянский бульвар» бердянцы выразили крайне негативное отношение. Но мнение жителей города было проигнорировано.
В этой истории удивительным является тот факт, что, обсуждая судьбу скульптуры «Взятие Азова», никто из бердянцев не был с нею знаком, в городских СМИ давали изображение лишь отдельных фрагментов композиции, но ни разу не показали работу нашего земляка полностью. Сегодня мы впервые знакомим бердянцев с переданной Анатолием Харечко жителям нашего города скульптурной композицией «Взятие Азова».
О судьбе памятника снова заговорили уже в нынешнем году, когда на страницах газет был поднят вопрос о сохранении в нашем городе произведений искусства. Решением городского головы №250-р от 6 мая была создана комиссия по определению состояния музейных ценностей, и на поверхность вновь всплыл вопрос о судьбе памятника. Впервые к этой проблеме были привлечены работники прокуратуры города и милиции.
Что же удалось выяснить?
В письме №А-22-50 от 16.06.2009 года руководством морского порта было сообщено, что бюст Петра I действительно хранился некоторое время на грузовом складе морпорта.
В постановлении Бердянского ГО УМВД Украины от 20.08.2009 г. указывалось, что 07.03.2002 года бюст Петра I был передан Бердянскому гор-исполкому по доверенности ЯДН №941990.
Однако в письме заместителя городского головы О. Невзоровой №2701/06-с-2260 от 28.07. 2009 г. говорится:
«Исполнительный комитет Бердянского городского совета сообщает, что бронзовый горельеф Петра I работы скульптора Харечко А. М. на балансе управления городской собственности не состоял, поэтому решения городского совета и исполнительного комитета городского совета о передаче художественной работы не принимались».
При дополнительной проверке в постановлении Бердянского ГО УМВД Украины от 25.09.2009 г. указано, что заведующий хозяйством Бердянского горисполкома, на имя которого выписана была доверенность ЯДН №941990, в действительности к бюсту Петра I не имеет никакого отношения, на доверенности его подпись подделана, и скульптуры он не получал.
И теперь тот факт, что подделанная на доверенности подпись завхоза заверена печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера исполкома, начинает вызывать определенные подозрения. Ведь минимальная стоимость скульптуры составляет 150 000 долларов. Но это только лишь стоимость бронзового бюста Петра I, а ведь кроме него исчезла еще и покрытая медью скульптура «Ника», стоимость которой также велика.
12 ноября 2009 года в прокуратуру города было подано заявление о возбуждении уголовного дела по факту исчезновения бронзового бюста Петра I на основании статьи 358 п.3 Уголовного кодекса Украины «Использование заведомо поддельного документа» и статьи 191 п.2 УК Украины «Присвоение, растрата или завладение чужим имуществом путем злоупотребления должностным лицом своим служебным положением».
Будет ли прокуратурой открыто уголовное дело, и будут ли привлечены к уголовной ответственности лица, причастные к исчезновению ценнейшего произведения искусства?
Вопрос, конечно же, интересный.
Но сам автор подаренной городу скульптурной композиции не намерен оставаться в стороне. В беседе со скульптором Анатолием Харечко, которая состоялась 21 ноября, у автора этих строк сложилось впечатление, что Харечко принял решение активно действовать для выяснения судьбы одной из лучших своих работ.
От редакции: по имеющимся у нас сведениям, (полученных от источников заслуживающих доверие), скульптура Анатолия Харечко действительно была передана в дар городу Санкт-Петербургу к 300-летнему юбилею. И сделано это было не столько по желанию городских властей, сколько при участии высшего руководства страны. Негласное распоряжение о вывозе скульптуры из порта в Питер давал лично Президент Украины Леонид Кучма. Так что подарок был сделан не на городском, а на общегосударственном уровне.
Как сложилась судьба скульптуры в Питере, действительно, было бы интересно узнать. Из города скульптуру вывозили на Донецк, а оттуда уже в Россию.